воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Проектная и исследовательская деятельность на уроках английского языка с использованием ИНТЕРНЕТ-ресурсов


Автор: Луничкина Татьяна Петровна,
учитель английского языка
Контактный электронный адрес: shkola4rtichewo@mail.ru
Место работы: МОУ СОШ №4
г. Ртищево Саратовской обл

Современноеобщество предъявляет повышенные требования к образованию и общему развитиюучащихся, эффективности усвоения программы. Необходимо научить каждого ребенказа короткий промежуток времени получать, перерабатывать, оценивать ииспользовать в практической деятельности большой объем информации. Очень важноорганизовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом иувлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог самостоятельно ихоценить.
С появлениемкомпьютерных сетей в широком доступе в образовательных учреждениях и домашкольники и учителя приобрели возможность оперативно получать необходимуюинформацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационнуюсеть возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам.
В Интернетеможно найти большое количество сайтов, разработанных специально для тех, ктоизучает английский язык. Представленные материалы, можно использовать как науроке, так и для самостоятельной работы дома.
Какинформационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразиеинформации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
  • электронную почту (e-mail);
  • телеконференции (usenet);
  • видеоконференции;
возможность публикации собственной информации,создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
  • доступ к информационным ресурсам:
  • справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);
  • поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);
  • разговор в сети (Chat)
В настоящее время одной из важнейших задач впроцессе обучения иностранным языкам является социокультурное икоммуникативно-когнитивное развитие личности школьника. И здесь большоезначение имеет вовлечение учащихся в проектную деятельность, которая формируеткоммуникативные компетенции, а урок с использованием проектной технологииразвивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащаетученика творческим и практическим опытом.
Метод проектов - это способ достижения дидактической целичерез детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполнереальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом(проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в ихопределённой последовательности для достижения поставленной задачи —решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоегоконечного продукта.
Метод проектов позволяет учащимся проявитьсамостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения ипрезентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу надтемой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что,несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Онсам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебникомпо английскому языку или поискать другуюлитературу.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельностьучащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителяактивизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для ихтворческой активности в процессе обучения. Использование новых информационныхтехнологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открываетбольшие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет всебе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализацииобучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов,созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор,но и способствует расширению языковых знаний.
Участие в Интернет- проектахповышает уровень практического владения английским языком и компьютером, аглавное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. Впроцессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика какиндивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будетсодержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – этовозможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманнойформе.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамкахшкольной программы показало, что учащиеся:
достигаютхороших результатов в изучении иностранного языка;
имеютпрактическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики;
понимаютнеобходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядомпреимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществамиявляются:
повышениемотивации учащихся при изучении английского языка;
нагляднаяинтеграция знаний по различным предметам школьной программы;
простор длятворческой и созидательной деятельности.

По типупродукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можноразделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые,сервисные, комплексные.
Проекты,основанные на доминирующей деятельности учащихся, подразделяются напрактико-ориентированные, творческие, ролевые, информационные.
Попродолжительности проекты бывают: мини-проекты, краткосрочные, недельные,долгосрочные.
Но я хотелабы остановить своё внимание нарассмотрении точки зрения доктора педагогических наук, известного исследователяв области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полата, котораяопределяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую,исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, котораяпредусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного ввиде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достиженияэтого результата»
В трудахавтора - типология проектов в соответствии с их признаками:
Доминирующийв проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой,ознакомительно-ориентировочный.
Предметно-содержательнаяобласть: монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект.
Характеркоординации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный,имитирующий участника проекта).
Характерконтактов (среди участников одной школы класса, города, преподавания региона,страны, разных стран мира).
Всоответствии с первым признаком Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов:
Исследовательские. Данный тип требует хорошопродуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполненияпроекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальнуюзначимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методыобработки результатов.
Творческие. Творческие проекты не имеют детальнопроработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясьпринятой самими учащимися схеме. Однако прежде чем начать разработку такогопроекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Этомогут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.
Ролево- игровые.В такихпроектах также структура только намечается и остается открытой до окончанияпроекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленнуюхарактером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои,имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманнымиучастниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговоренызаранее, а могут вырисовываться ближе к концу работы.
Практико-ориентированные.Такой типотличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участниковпроекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальныеинтересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ,видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д.Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, дажесценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого,участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работынад такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения,корректировки, презентации полученных результатов и возможных способовиностранных применения их на практике.
Согласновторому признаку проекты могут быть:
Монопроекты.Данныепроекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным сострановедческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучшес поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, атакже знаний, умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта.Заранее обозначается и форма.
Межпредметныепроекты. Такого родапроекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколькопредметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемысохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих водном жанре и т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всехучителей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля иитоговой презентации.
По третьемупризнаку – характеру координации – проекты могут быть:
С открытойкоординацией. В такихпроектах координатор (педагог) непосредственно участвует в работе, организуя инаправляя её, а также координируя деятельность всех участников.
Со скрытойкоординацией. Учитель невмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчеты учеников,беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и можетвыступить в роли советчика или помощника.
Похарактеристике контактов проекты бывают:
Внутренниеили региональные (в пределахклассов одной школы, школ, округов, города)
Международные.Они могутиметь место при школьных обменах. Кроме этого, возможность разрабатыватьмеждународные проекты совместно с учащимися разных стран и континентовпредставляют учителю современные информационные технологии. Такие проектыпоявились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.
Телекоммуникационные. Познавательная совместнаятворческая или познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров,находящихся на значительном расстоянии друг от друга, основанная накомпьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель-исследование какой-либопроблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности, направленныхна презентации, кот достижение общего результата.
Участие втелекоммуникационном проекте помогает ученику включиться в определенные среды:информационные, социальные, языковые; способствует формированию глобальногомышления, осознанию себя гражданином мира, прививает чувство социальнойответственности, расширяет кругозор ученика, включает в полилог культур,помогает высказать свое отношение к проблеме, помня о правилах написанияписьма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей, живущих вдругих географических условиях, имеющих другое вероисповедание и национальныетрадиции, быть может, по-другому взглянуть на свой мир, толерантно отнестись кточке зрения партнера по проекту.Работа над проектом – это, в первую очередь,самостоятельная работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая уменияпоставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобратьнеобходимый материал и т.д.

Список литературы:
Коптюг Н.М. “Интернет-проект какдополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, №3.
Сборник “На урок в Интернет”, материалы Всероссийскогоконкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2000.
Подопригорова Л.А. “Использованиеинтернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, № 5.
Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003,№ 5.

Павленко И.Н. “Использование проектной методики вобучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.