среда, 22 февраля 2012 г.

Развитие навыков общения школьников в сетевых социальных сообществах


Автор: Егорова Лариса Викторовна,
Контактный электронный адрес: larisa.egorova@gmail.com
Место работы: МБОУ СОШ №25
г. Балаково Саратовской области

Когда компьютерная сеть Интернет связывает людей или организации сетевых сообществ, то можно говорить о социальной сети. Социальная сеть состоит из множества людей, связанных между собой различными социальными отношениями, такими как дружба, совместная работа, учеба или информационный обмен. Поэтому, сетевые сообщества можно назвать сетевыми социальными сообществами. Термин «социальные сети» был введен в 1954 году социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения».
Сервисы, поддерживающие социальные отношения или групповые взаимодействия называются социальными сервисами. Другими словами, социальные сервисы - это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:
1. Персональные действия участников:
  • записи мыслей (блог или ВикиВики);
  • заметки и аннотирование чужих текстов (блог, Делишес);
  • размещение медийных файлов (Фликр, Панорамио, ВикиВики, Ютьюб);
  • компиляция на одной странице "сборной солянки" (Ерминис);
  • выбор партнеров, сходных по "мировосприятию" (Имаджини).

2. Коммуникации участников между собой, то есть, обмен сообщениями (мессенджеры, почта, чат, форум, комментарии в блоге).
Участники социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий или аудиозаписей, таким образом:
Социальные сервисы + простые действия участников + обмен сообщениями = сетевое социальное сообщество
В основе формирования сетевого сообщества на базе Интернета может лежать заинтересованность его участников в достаточно постоянном и регулярном взаимодействии между собой.
С точки зрения социальной психологии, в основе формирования социальных групп в сети, лежит стремление личности к достижению определенных целей, что возможно через создание группы. Эти цели, как правило - общение, на основании которого в сети и организуется группа людей, собравшихся вместе в силу единой для всех цели.
Таким образом, в сети, социальные сообщества строятся на основе чатов, разнообразных форумов и конференций, игровых серверов, которые, собственно и служат целям объединения людей в киберпространстве на основе общения. Новые сервисы социального обеспечения намного упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. При этом общение между людьми может происходить не в форме прямого высказывания, а в форме взаимного (коллективного, совместного) наблюдения за сетевой деятельностью. В современном обществе компьютерные коммуникации формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Вполне оправданно, если и поиск решения этих задач мы будем искать в среде информационных, компьютерных и сетевых дисциплин.
Одна из основных тенденций развития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. Благодаря сетевым сообществам, поддерживающим общение, и ведущим совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств открываются новые возможности для развития навыков общения школьников. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества. Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Дистанционные сетевые проекты могут служить педагогической практике для развития у школьников следующих умений:
  • Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
  • Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев.
  • Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте в одно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции.
  • Критичность мышления. Коллективная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать школьникам о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

Но все это полезно и понятно, когда школьники заняты учебными проектами. Однако, сегодня наши дети много времени проводят в социальных сетях, одной из самых популярных, из которых является «ВКонтакте». И далеко не всё там полезно и необходимо нашим детям.
И, поэтому, вовлечение обучающихся в сетевые проекты позволит развивать навыки культурного общения среди людей, перед которыми стоит определенная цель.
Цель проектов: формирование у обучающихся ключевых и специальных компетенций посредством организации работы по заданной тематике через изучаемый предмет и отдельные предметные области.
Своих учеников, изучающих французский язык, вот уже второй год привлекаю к работе над такими проектами.
Проект « Здравствуй, Франция!» проходил на сервисе «Campus.ru». Конкурс состоял из нескольких этапов, каждый из которых соответствовал теме, отражающей одну из сторон культуры Франции:
  1. Архитектурные ансамбли и памятники Франции.
  2. Туристические маршруты Франции.
  3. В мире французской литературы.
  4. Художники Франции.
  5. Конкурс иллюстраций к произведениям французских писателей.
  6. Музыка, кино и театр.
  7. «Менестрель».

Для различных этапов Конкурса предусматривались разные формы заданий: викторины, создание компьютерных презентаций, заочных экскурсий по Франции, монтаж видеороликов (съёмок театрализованных постановок на французском или русском языке или рекламы литературного произведения одного из французских писателей).
Каждый этап длился одну-две недели. В течение этого периода участники искали нужные источники информации для подготовки к викторине либо оформляли результат выполнения творческого задания.
Работа над дистанционным творческим проектом «Франция известная и неизвестная» способствовала формированию у учащихся умения использовать новые знания в процессе чтения, письма, творческой деятельности. Участники проекта открывали для себя новые знания по теме «Франция: география, история, культура, филология», сравнивали, классифицировали, обобщали понятия и материал по заданной теме, работали с информацией и медиаресурсами. В конце работы над проектом анализировали свою работу. Работая над проектами, со своими учениками я общалась с ними, давала задания и принимала выполненные работы в социальной сети «ВКонтакте».
И как показывает опыт, сетевые творческие проекты способствуют всестороннему развитию личности школьников, созданию стимулов к повышению их заинтересованности в образовании и расширении своего кругозора. Выполняя задания проектов, ребята учились осуществлять целевой поиск информации и её анализ, учились применять различные технологии обработки и представления данных, развивали умение работать в команде и навыки общения в сетевых сообществах и пользования услугами различных Интернет-сервисов для достижения той или иной цели.

Интернет- ресурсы:
  1. http://www.bgpu.ru/intel/courses/manual_3.pdf Патаракин Е. Д.Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин – 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007. – 64 с. : ил. - (Учебно-методическое пособие)
  2. http://wiki.irkutsk.ru/index.php
  3. http://www.follow.ru/psychology/article22.html
  4. http://vio.uchim.info/Vio_96/cd_site/articles/art_2_2.htm