среда, 22 февраля 2012 г.

Безопасность школьников в социальных сетях


Автор: Козлов Георгий Алексеевич,
учитель информатики
Контактный электронный адрес: george.kozlov@gmail.com
Место работы: ГБОУ СОШ №1060
г. Москва

Согласно информации, размещенной в Википедии, социальная сеть это - платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Начало бурному развитию социальных сетей положил портал Сlassmates.com, который оказался первой ласточкой. Позже, в 2003-2004 годах появляются такие сети как LinkedIn, MySpace и Facebook. Там же мы видим предположение, что «владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение». Вместе с тем, социальные сети неоднородны.
Можно выделить несколько видов социальных сетей:
Сервис закладок
Библиотеки
Многопользовательские игры
Геоинформационные сети
Профессиональные сети
Сети определенных социальных групп
Блоги
Wiki
IRC
IM
Интернет-форумы
Также существуют и иные основания для классификации социальных сетей.
Социальные сети на данный момент времени остаются очень популярными среди аудитории, которая принадлежит разным возрастным группам. Вместе с тем, наиболее уязвимой является группа школьного возраста, что связано не только с желанием самовыражения, но и с недостатком жизненного опыта, пренебрежение опасностью, недооценивание возможных рисков.
В последние годы в России тема безопасности подростков в сети Интернет стала активно обсуждаться, что дало возможность выявить некоторые характерные угрозы, что, практически, в полной мере характерно и для социальных сетей, как объективной реальности Сети.
К числу таких угроз относят:
сексуальная эксплуатацию несовершеннолетних;
склонение несовершеннолетних к сексуальным действиям (груминг);
контент с признаками разжигания расовой, национальной, религиозной вражды, пропаганды тоталитарных сект;
пропаганда и публичное оправдание терроризма;
киберунижение и кибертравля;
сцены физического насилия над несовершенноленими;
пропаганда и распространение наркотиков;
интернет-мошенничество и программно-технические угрозы.
К сожалению, «традиционными» считаются такие угрозы, как сексуальное насилие и употребление наркотиков, связано это, в первую очередь, с тем, что эти угрозы характерны и для «реальной жизни» школьника. Более уверенные в себе полльзователи Сети, из числа родителей, также включают в этот перечень и вирусную угрозу.
Увы, но такой ограниченный перечень, к сожалению, не охватывает всего спектра того негативного контента, который окружает подростка. Общую картину по угрозам и борьбе с противоправным контентом можно получить на основе отчетов о деятельности «Горячей линии» по борьбе с противоправным контентом в сети Интернет Центра безопасного Интернета в России. Я постараюсь остановиться только на социальных сетях и проявлениях угроз в них.
Что такое аккаунт пользователя в социальной сети?
1. Учетная запись, которая может включать в себя адрес электронной почты подростка
2. Реальные имя и фамилия пользователя
3. Дата рождения
4. Адреса: учебного заведения, домашний, точек интересов
5. Контактные телефоны и «сетевые» контакты
6. Фотографии, видеозаписи
7. Перечень интересов, сообществ
8. Друзья, посетители профиля
В связи с этим важно показать подростку, что опираясь на эти общедоступные сведения любой человек может получить практически полную информацию о пользователи сети. Наглядным является пример, когда взрослый человек, например учитель, анализируя профиль пользователя, выявляет те сведения, которые школьник о себе прямо не писал, основываясь только на общедоступной информации. На мой взгляд, здесь важно воспитание чувства privacy – ответственности за себя, свое личное пространство, в том числе пространство информационное. Подросток должен очень четко понимать, какую информацию, в каком объем и в каком сочетании можно размещать в социальной сети. Здесь важна активная роль школы, учителя, классного руководителя в общении с родителями. Можно проводить аналогии, рассказывать негативные случаи. Итогом может стать выработка некоторых табу на размещение той или иной информации в социальной сети ребенком например, домашнего адреса и телефона, фотографий определенного рода. Важно, чтобы родитель, учитель, имели ненавязчивый доступ к профилю ребенка: хотя бы в режиме просмотра персональных данных, друзей, интересов. Как показывает практика, ученики до 10-11 классов активно добавляют профили своих учителей к себе «в друзья»; такую ситуацию надо использовать для мониторинга сетевой активности ребенка.
Еще одним шагом, со стороны школы, может стать тематический урок обществознания, посвященный изучению основных моментов Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных». Это приобретает актуальность в свете подготовки данных перед ГИА и ЕГЭ, участии в олимпиадах, когда ученик ставит свою подпись под разными документами.
Третий шаг, в этом комплексе мер – развенчать миф об анонимности в Сети. Большая часть школьников уверена, что при совершении того или иного негативного действия, они останутся неизвестными. В Интернете сейчас достаточно инструментов и инструкций по созданию противоправного контента, вирусов, фальсификации страниц известных социальных сетей. Подросток, пользуясь такими инструкциями, может преступить закон, и в таком случае от его «анонимности» не останется и следа.
Если первым аспектом вопроса является безопасность персональных данных, то вторым – противоправный и негативный контент. По оценкам специалистов, самая действенная схема взаимоотношений в этой ситуации: построение доверительных отношений между родителем и ребенком, учеником и родителем. Ребенок должен знать, что при возникновении сложностей в сетевом общении, он может обратиться за помощью к взрослому.
Размещение подростками личных фотографий сексуального характера является частью взросления, попыткой самовыражения, актом того, что ранее было запрещено, вместе с тем они хотят получить оценку окружающих. Здесь надо выяснить, осознают ли подростки провокационный характер таких фотографий; совершались ли другие действия, кроме размещения личных фотографий (например, встреча с виртуальными знакомыми); обсудить, какие угрозы могут появиться в этой ситуации.
Психологи указывают на то, что такие беседы должны проходить в спокойной обстановке, чтобы приблизить ребенка, а не создать дополнительные преграды.
Третий аспект безопасности в социальных сетях связан с распространением вирусов, которые могут нанести ущерб информации или компьютеру пользователя.
Социальные сети в школе: быть или не быть? Для отвлечения подростков от тех кладезей негативной информации, которые есть в социальных сетях, можно поставить фильтры, заблокировать доступ в Интернет и выдернуть компьютер из розетки, но порой бывает проще сделать шаг навстречу подростку-ученику. Практически в 100% случаев известна социальная сеть, наиболее популярная в том или ином классе, в том или ином регионе: учитель имеет возможность создать сообщество в этой сети, посвященное своему предмету или изучаемому в данный момент вопросу. Обычно функционал социальной сети позволяет прикрепить к сообществу фотографии, видеоролики, ссылки на ресурсы в Сети. Таким образом, у подростка создается, пусть небольшое, поле позитивного контента. Социальную сеть можно использовать и при ведении проектной деятельности, фиксации и планировании результатов.
Ученики Москвы сейчас вовлечены во множество сетей образовательного характера: электронный дневник, системы дистанционного обучения, системы подготовки к ГИА и ЕГЭ. При этом складывается ощущение, что порой разработчики этих систем делают все возможное, чтобы отторгнуть детей от своих изобретений: откровенно недружелюбный интерфейс, десятки логинов и паролей, откровенно устаревшие технологии. Вместе с тем, добавление возможности входа в образовательную сеть, используя аккаунт популярной социальной сети, позволит увеличить посещаемость таких образовательных ресурсов.
Публикации, раздаточный материал, который сейчас готовится и выпускается рядом компаний, должен быть ориентирован на разные возрастные группы, с соответствующим графическим и дизайнерским решением.
При работе в социальных сетях, в том числе и в учебных целях, важно обращать внимание учеников на инструменты, ограничивающие нежелательный контент, систему модерации, регулирования приватности, возможности пожаловаться или отключить нежелательный контент.
Использование систем фильтрации в школе должно быть здраво взвешено: многие школьники сейчас выходят в Сеть с мобильных устройств, и необязательно через локальную сеть школы.
Изучение инструментов, предоставляемых в Сети, сейчас важно начинать как можно раньше: в первую очередь с социальных сетей, блогов, а затем уделить внимание торрентам, чатам, почте.
Доверие, открытость, сотрудничество – те принципы, которыми должны руководствоваться учителя, выстраивая свои отношения с подростками в информационной среде.
Подводя итог, хочется отметить, что в социальных сетях существуют примерно те же угрозы, которые окружают ребенка и в реальном мире, но в мире виртуальном их уровень нивелируется, некоторыми угрозами пренебрегают; часто отсутствуют навыки безопасной работы, пользователи не знают куда и в каком случае можно обратиться; требуется активное включение педагогов, родителей, самих подростков в обсуждение проблем безопасного Интернета; стоит отходить от использования зарубежной статистики по этим вопросам и накопление отечественной статистики по понятным адекватным критериям, что позволит наиболее эффективно реагировать на возникающие угрозы.