Автор: Макарова Ирина Александровна
Контактный электронный адрес: makirina@bk.ru
Место работы: МБОУ СОШ № 16
г.Балаково Саратовской области
Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности учащихся - одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе — наличие у них потребности узнавать новое. Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Конечно же, исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом учащимся необходимы хотя бы минимальные языковые знания.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на уроках иностранного языка происходит постепенно. На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.
Одним из методов современного преподавания иностранного языка является создание мультимедийных проектов с использованием средств сети Интернет и новейших информационных технологий.
Следует помнить, что выбор формы продукта проектной деятельности –важная организационная задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- Работы должны быть выполнены самостоятельно.
- Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
- Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
- Работа должна содержать собственные выводы автора.
- Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
- Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.
Результаты проектно – исследовательской деятельности на моих уроках:
- в 5-6 классах – мини-истории, сказки.
- в 7 классе - творческие проекты в виде буклетов «A la mode de chez nous», «Le voyage inoubliable».
- в 8 классе - мультимедиа проекты «Plus haut, plus vite, plus fort», « La Terre, c’est la maison pour tous ».
- в 9 классе – буклеты «La publicité de l’hôtel », мультимедиа проекты «Fare le voyage à Paris», « La France, c’est le pays de mon rêve ».
- в 10-11 классах – индивидуальные и групповые исследовательские проекты после изучения тем Unité « En voyage! », « Culture et loisirs », « Quel est votre héros ? », «Combats du coeur », « Un métier de demain », « L’Univers des jeunes ». Работа учащихся 10 класса над проектом « Ma planète. Comment ça va ? » представлена на https://sites.google.com/site/maplanetecommentcava/
В рамках школьной декады по иностранному языку каждый год проводится конкурс творческих проектов среди учащихся 9-11 классов («65-летию Победы посвящается», «Традиции» и другие). Свои работы ребята представляют на муниципальной научно-исследовательской конференции обучающихся по иностранным языкам, а так же на фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» (http://portfolio.1september.ru/work.php?id=564285)
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Ресурсы, использованные при подготовке доклада:
http://56ouo43.com/school/6/index.php?option=com_content&task=view&id=109&Itemid=51
http://conf.cpkro.kirov.ru/load/3-1-0-12
http://gmn57.ucoz.ru/publ/dlja_uchitelej/vospitanie/metod_proektov_kak_sredstvo_podgotovki_obuchajushhikhsja_k_nauchno_issledovatelskoj_dejatelnosti_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/4-1-0-18
http://www.profistart.ru/ps/blog/24336.html