среда, 22 февраля 2012 г.

Метод кейс-технологии в организации самостоятельной работы студентов с помощью WEB 2.0 - технологий


Автор: Козлова Анастасия Викторовна
Контактный электронный адрес: kozlovaav85@gmail.com
Место работы: ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
г. Екатеринбург

Необходимость для большинства населения самостоятельно повышать свою квалификацию, осваивать новые виды деятельности на протяжении всей жизни усилили внимание к организации самостоятельной работы студентов. Сущность самостоятельной работы студентов заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств их подготовки к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель.
Для достижения дидактической цели самостоятельной работы студентов предлагается применять технологию анализа конкретных ситуаций (кейс-технология).
Использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности. Кейс-технология за счет ориентации на практические проблемы позволяет повышать мотивацию обучения, в связи с тем, что студентам становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности.
Условия информационного общества требуют от специалистов любого профиля умения полноценно использовать новые информационные технологии в профессиональной деятельности. Одним из важных инструментов информационного интеллектуального пространства служит всемирная сеть Интернет. Существенный сдвиг в развитии Интернет произошёл с появлением группы сервисов, основанных на активном участии пользователей в формировании контента. Эти сервисы получили название «социальных сервисов» и составили основу современной концепции развития сети Интернет, которая получила название web 2.0 [1].
Рассмотрим пример использования web 2.0-технологий при организации самостоятельной работы с применением кейс-технологии.
Методологические указания по работе с кейсом:
  • Курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
  • Направление подготовки 040100 Социология. Квалификация (степень) 040100.62 – бакалавр.
  • Тема «Проведение социологического исследования с помощью Интернет-технологий»
  • Цель – сформировать у обучающихся знания о проведении и организации социологических исследований; умения по использованию Интернет-технологий в профессиональной деятельности.
  • Задачи (ознакомиться с социологической литературой по исследуемой проблеме; разработать программу исследования; провести сбор данных с помощью инструментария, предоставляемого Интернет-технологиями; провести статистическую обработку результатов; составить исследовательский отчет).

Алгоритм решения кейса:
  1. Знакомство с социологической литературой по исследуемой проблеме (лабораторные работы – «Технология поиска информации в Интернет», «Методика работы с информационным материалом»; создание и хранение закладок; хранение медиафайлов; публикация документов с помощью ресурса «DOCme.ru», мэшапы).
  2. Каждый участник группы создает личную страницу в социальных сетях (портфолио – проекты, созданные ранее; выкладывает информацию по исследуемой проблеме), с целью представить себя для других участников исследования.
  3. Изучив портфолио участникам необходимо разделиться на две группы (создание групп в социальных сетях), для дальнейшей работы над исследованием. Для организации работы групп, каждая из них получает график работы группы (выдается преподавателем).
  4. Группы изучают средства организации социологических данных с помощью Интернет-технологий (блоги, общение в 3D, работа с сервисами мгновенных сообщений).
  5. Группы разрабатывают программу исследования. В качестве результата работы строится диаграмма связей (mindmeister.com).
  6. Группами составляется исследовательский отчет (выводы).
  7. Итоговое действие протекает на конференции, где каждая группа защищает свой отчет.

Создание и редактирование макета кейса можно осуществить с помощью онлайн-офиса (например, http://docs.google.com). Для создания текстовых документов можно применять такие его функции как использование экспресс-стилей оформления текстов, сопровождение текста рисунками, работа с таблицами.
Задачи аналитического характера удобно выполнять с помощью инструмента для создания карт знаний Mindjet MindManager. Его возможности позволяют создавать диаграммы типа интеллект-карт, структурировать идеи, упорядочивать информацию. В нашем случае подобная задача состоит в подготовке описания структуры и плана занятия, также при разработке программы исследования. Гибкий в применении инструмент дает возможность организованно хранить учебные материалы различных типов.
Для организации коллективной работы студентов в рамках выполняемых работ, создания записей с обсуждением возникающих вопросов, публикации различного рода уведомлений можно использовать блоги. Сервис LiveSpaces является сервисом размещения блогов. Для создания и управления записями в блогах Microsoft Live Spaces было специально разработано приложение Windows Live Writer. Данный сервис поможет более эффективно реализовать ознакомительный этап организации самостоятельной работы с применением кейс-технологий.
Сервис Live@edu, который одновременно использует преимущества всех сервисов Windows Live и обеспечивает эффективную и насыщенную среду для обучения студентов [2]. С его помощью можно реализовать:
  1. Информационное обеспечение процесса: организация почтового взаимодействия, групповой рассылки, создание «библиотеки» материалов конференции, оповещение об изменениях, обмен мгновенными сообщениями, проведение опросов (аналитический и итоговый этапы).
  2. Совместное планирование времени: консолидация графиков работ, публикация календаря, распределение доступа к календарю, трансляция электронного календаря (аналитический этап).
  3. Проведение аудио- и видеоконференций: получение и рецензирование работ, организация управляемых обсуждений по теме, распределение тем докладов (аналитический и итоговый этап).

Применение в организации самостоятельной работы студентов кейс-технологии позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики. Использование web 2.0 способствует наиболее полному решению проблем оптимизации самостоятельной работы студентов в силу таких дидактических свойств как простота использования и доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность и мультимедийность, надежность и безопасность.
Библиографический список:
  1. Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0-сервисы Интернета – новые формы коллективного педагогического взаимодействия [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://eelmaa.net/dld/web20.pdf.
  2. «Путеводитель для преподавателей по миру современных информационных технологий» [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.e-teaching.ru/learning/DocLib/Putevoditel.pdf.
  3. Технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://dl.nw.ru/.
  4. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушкина. – Серия «Педагогическое образование». – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.
  5. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://festival.1september.ru/articles/512028/.
  6. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://evolkov.net/case/case.study.html/.