среда, 22 февраля 2012 г.

Интернет как развивающее пространство: роль и место учителя


Автор: Кессова Екатерина Васильевна
Контактный электронный адрес: kessova@rambler.ru
Место работы: МБОУ СОШ №111
г. Минеральные Воды Ставропольского края

В настоящее время вряд ли можно найти хотя бы одну профессию, которой не коснулась бы компьютеризация. Мотивом выбора этой темы стал тот факт, что в последнее время наблюдается некоторый спад интереса учащихся к естественным наукам. Начиная учебный год, обдумывая предстоящую работу, каждый раз задаю себе вопросы: «Как заинтересовать предметом и учебой своих воспитанников?», «Как развить их творческие способности?», «Как сделать так, чтобы учение было радостью, а не мучением?», «Как раскрыть заложенные в ребёнке способности?». Для достижения поставленных целей, я изучила обширный арсенал образовательных технологий, и выбрала использование разумного сочетания нескольких технологий. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий и ресурсов Интернет. Их использование на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, эффективным и современным, позволяет усилить мотивацию учения. Ученики становятся более самостоятельными, коммуникабельными, уверенными в себе. В результате использования Интернет ресурсов повышается интерес к физике, растет качество образования, активизируется познавательная деятельность, формируется научное мышление, осуществляется индивидуальный подход. Многие учащиеся имеют доступ к ресурсам Интернет не только на уроках, но и в домашних условиях. И здесь следует отметить, что зачастую они используют Интернет только для общения друг с другом, а остальные возможности, предоставляемые глобальной сетью им либо вообще не известны, либо игнорируются. Роль моя, как педагога, научить их цивилизованно пользоваться Интернетом. Показать, что он является не только способом общения, но и источником необходимых для развития и образования, для проверки своих интеллектуальных способностей. На уроках стараюсь рассказывать и показывать учащимся то положительное, что может им дать Интернет, раскрыть возможности его применения не только для общения в социальных сетях, но и для расширения своих образовательных возможностей. Интернет предоставляет возможность участвовать учащимся в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах, в работе виртуальных клубов, помогает создавать свои проекты, способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности. Каждое занятие вызывает у ребят эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Возможности глобальной сети Интернет, электронных учебных пособий по хранению и передаче информации позволяют: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Мне не приходиться объяснять все на пальцах (опыты, эксперименты, которые нельзя провести в лаборатории, экскурсии по музеям, галереям). Очень интересно проверять реферат или доклад с презентацией, проекты, созданные детьми с помощью Интернет-ресурсов. Моя роль заключалась в том, чтобы помочь учащимся в сборе, хранении, обработке информации, научить вести интерактивный диалог, использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем. Использовать Интернет для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации. Выполняя исследовательские и поисковые задания, учащимся предлагается тема, по которой нужно найти материал в Интернете самостоятельно, провести своеобразное мини исследование. При проведении телекоммуникационных проектов собирают материал по определённой теме, используя как уже имеющиеся знания, так и новые, полученные либо под руководством учителя, либо самостоятельно, а затем защищают свой проект. Большую помощь в работе с Интернетом оказывают каталоги образовательных ресурсов. Так воспользовавшись Единой Коллекцией Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) можно учителю определиться с планированием уроков, а учащимся просмотреть презентации к различным темам. На сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.). Сайт «Библиотекарь.РУ» (http://librarian.fio.ru) является одним из уникальных Интернет-ресурсов. Самыми популярными рубриками являются «Библиотеки мира», «Книги-раритеты», «Информационные технологии», «Среди книг», «Из опыта работы», «Копилка библиографа». На сайте можно найти статьи познавательного характера, новинки книжного мира. Уроки физики с использованием Интернета (http://www.phizinter.chat.ru/). Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельман (http://www.physics-regelman.com).Тесты по физике для старшей и средней школы (простой, средний и сложный уровни). Контрольный тест на знание формул и единиц СИ, материалы по подготовке к ЕГЭ. Также на сайте можно посмотреть методику решения тестов. Классная физика (http://class-fizika.narod.ru). Целью этого рабочего проекта является обобщение и иллюстрирование фактами материала при подготовке к урокам физики, а также повышение заинтересованности учащихся и вовлечение их в поисковую работу при изучении курса. Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики (http://www.fizika.ru). На сайте представлены учебники физики для 7-9 классов сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Для этого служит компьютерная программа "Проверялкин". Занимательная физика в вопросах и ответах (http://elkin52.narod.ru). Сайт способствует углублению межпредметных связей и повышает интерес к предмету. Энциклопедия Кругосвет (http://www.krugosvet.ru). Энциклопедия незаменима при подготовке докладов. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/). Свободный доступ к каталогу образовательных Интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего образования. Физика для учителей (http://fisika.home.nov.ru). Здесь можно найти ту информацию, которая необходима каждому учителю физики, и на поиски которой затрачивается много времени. Полезные материалы: Копилка уроков (интересные и занимательные уроки), конкурс эрудитов (готовое мероприятие для недели физики), это интересно (веселые сюжеты из жизни ученых, мнемонические правила). Фестиваль идей и инноваций физика ( http://festival.nov.ru/). На сайте имеется каталог работ естественнонаучного цикла, конспекты уроков, презентации. Российский общеобразовательный портал. Каталог ресурсов по физике (http://school.edu.ru/catalog.asp?). Уникальная коллекция ссылок на разные сайты по физике. Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования (http://fizkaf.narod.ru) (лабораторные работы, теоретический материал, стандарты, плакаты, таблицы, каталог ссылок на тематические сайты по физике). «Физика: электронная коллекция опытов» (http://www.school.edu.ru/ projects/physicexp). Коллекция опытов по школьному курсу физики: видеоматериал, описание, комментарии, статьи. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru). На сайте представлены конспекты уроков, внеклассные мероприятия. "Физика.ru" (http://www.fizika.ru/). Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. «Активная физика» http://www.cacedu.unibel.by/ – программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики. Физика для всех”(http://physica-vsem.narod.ru/). Для учащихся: описания самодельных приборов, интересные рассказы о физиках и физике, рисунки учеников и их размышления. "Открытая Физика" – (http://college.ru/physics/). Сайт является частью проекта "Открытый Колледж" и интегрирует содержание известных учебных компьютерных курсов по физике, и индивидуальное обучение школьников через Интернет. Важной составной частью организации процесса обучения физике для меня является внеклассная работа. Здесь учитывается уникальность и неповторимость творческой деятельности каждого ученика. Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня: ЯЦ телекоммуникаций и информационных систем в образовании (http://www.edu.yar.ru/), Центр Интернет Воронежского Государственного педагогического университета (http://dls.vspu), Всероссийский Конкурс-игра КИО (http://ipo.spb.ru/kio/), Дистанционные конкурсы и олимпиады ЦТИ «Snail» (http://www.nic-snail.ru/), Всероссийский дистанционный конкурс «Найди свой ответ в WWW » (http://www.search.infoznaika.ru), Домашняя страница Интернет-олимпиады школьников по физике (barsic.spbu.ru/).
Использование ресурсов Интернет на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, эффективным и современным, позволяет усилить мотивацию учения. Ученики становятся более самостоятельными, коммуникабельными, уверенными в себе. Участие в дистанционных олимпиадах способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.