среда, 22 февраля 2012 г.

Использование сервисов WEB 2.0 в проектной и исследовательской деятельности


Автор: Пудикова Валентина Дмитриевна
Контактный электронный адрес: pudikova.valentina@yandex.ru
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»
г. Балаково Саратовской области

«Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» Из концепции модернизации общего образования.
Подобная система знаний и умений не может появиться иначе, чем, в опыте самостоятельной деятельности школьника. Понятно, что проектная деятельность школьников предполагает их активность и заинтересованное участие в образовательном процессе, а сделать эффективным взаимодействие школьных исследовательских команд, групп учащихся поможет умелое использование современных информационных технологий, сервисов Интернет.
Сервисы WEB 2.0, или социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:

  • персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов;
  • коммуникации участников между собой (почта, чат, форум).

Можно с уверенностью сказать, что включение в проектную деятельность средств WEB 2.0 позволяет достаточно быстро добиться высоких результатов. Во-первых, проектная деятельность ориентирована на создание, на творчество, что характерно и для WEB 2.0. Во-вторых, результат проектной деятельности непредсказуем, он складывается из различных результатов индивидуальной работы. И, в-третьих, проектная деятельность - это деятельность комплексная, в которой совмещается работа разноплановая — в зависимости от индивидуальных способностей, возможностей и интересов участников. Так и сервисы WEB 2.0 дают возможность такой разноплановой деятельности (работа с текстами, изображением, поиском, таблицами и пр.)
Какие же Интернет-ресурсы можно использовать в проектной деятельности? Каковы их преимущества?
1. В сервисе социальных интернет закладок МоёМесто.ru [1] можно хранить не только закладки, но и файлы. Загрузка происходит при помощи простой web-формы — и любые документы, презентации, музыка, фотографии будут всегда под рукой. Этот сервис очень удобно использовать в проектной и исследовательской деятельности. Для этого необходимо создать страницу для группы ребят, работающих над проектом и «собирать» на ней материал по данной теме.
2. Сервис Picasaweb [2] позволяет совместно создавать фотоальбомы, хранить и «привязывать» фотографии к местам на карте, создавать на основе фотоальбомов слайд-шоу. Данный сервис так же удобен при работе над проектом, так как позволяет группе учащихся редактировать альбом: вносить свои изменения, менять местами фотографии, комментировать. Такая совместная работа в группе разнообразит учебный процесс, делает его живым и интересным.
3. Сервис Google docs [3] - источник учебных материалов. В нем можно публиковать и хранить творческие работы учеников (портфолио, доклады, виртуальные выставки, проекты), а также комментировать и обсуждать презентации, другие материалы.
4. YouTube сервис [4] позволяет всем своим пользователям публиковать видеофайлы, делиться своими метками (тегами) видеозаписей. Отдельные видеозаписи могут быть объединены в тематические "телевизионные каналы" в соответствии с присвоенными метками. После публикации ролика на сервисе можно создать его обсуждение и дальнейший просмотр.
5. Скринкаст [5] – это видеозапись происходящего на экране, часто сопровождаемая аудио или текстовыми комментариями, поясняющими действия. Чаще всего служит для демонстрации возможностей программы или сервиса, создания обучающих роликов к практическим занятиям, дистанционному обучению. Удобно использовать скринкасты на уроках при работе над сложной задачей или чертежом. У учащихся будет возможность просмотреть инструкцию не один раз. В проектной и исследовательской деятельности видео инструкции очень эффективны, так как учащиеся могут сами обратиться к видео и просмотреть, или прослушать вторично без помощи учителя. Использование видеосервисов - перспективное направление в педагогической практике.
Для консультирования учащихся по вопросам проекта можно использовать электронную почту. Ученики могут принимать участие в чатах, чтобы задавать вопросы учителю, одноклассникам и работать совместно с удалёнными пользователями.
Обмен мгновенными сообщениями позволяет запрашивать и отправлять текстовые сообщения мгновенно выбранным заранее пользователям, которые в это время находятся в сети.
Для сбора, анализа и экспортирования данных может быть создан онлайн-опрос c различными вариантами вопросов (с однократным или многовариантным выбором, оценочной шкалой, заполнением стандартного бланка), просмотреть данные об ответах в виде графика и экспортировать их для использования в программах по созданию электронных таблиц.
Таким образом, сервисы WEB 2.0 позволяют успешно осуществлять поисковую, аналитическую и исследовательскую работу. Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной. Очень хорошо использовать для этого вики-технологии.
6. Вики [6] - это совместные веб-сайты, которые могут создаваться и редактироваться любыми лицами или определенными пользователями. Создатель вики может получать уведомления обо всех изменениях на сайте, а также отслеживать и осуществлять мониторинг содержания. Вики также прекрасно подходит и для выполнения групповых письменных заданий, для планирования проекта, обмена выводами и заключениями исследований, сбора информации, создания справочников. Характерными отличительными чертами вики являются: множество авторов, возможность многократно править текст посредством самой вики-среды, без применения особых языков программирования, появление изменений сразу после их внесения, разделение информации на страницы, где у каждой своё название.
При работе с социальными сервисами WEB 2.0 кроме умения анализировать и синтезировать информацию у школьников формируется ответственность за опубликованные материалы. На основе полученных знаний, умений, навыков и опыта работы в сети Интернет, формируются ключевые компетенции, приводящие к образованности ученика и его самостоятельности. Технологии WEB 2.0 обязательно должны быть использованы в образовательном процессе, поскольку они дают большую свободу и школьникам, и учителям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, а вторым — применять творческие подходы к обучению.

Используемые интернет - ресурсы и литература:

  1. http://moemesto.ru/
  2. https://picasaweb.google.com/
  3. https://docs.google.com/
  4. http://youtube.com
  5. http://www.screencast-o-matic.com/
  6. http://project-st.blogspot.com/p/blog-page_9698.html Блог в рамках программы «Intеl»
  7. http://volgskroo.ucoz.ru/publ/ikt_v_proektnoj_dejatelnosti_shkolnikov/1-1-0-1 А.Г. Баданов ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
  9. Новиков A.M. Образовательный проект (методология образов деятельности). - М., 2004