среда, 22 февраля 2012 г.

Использование сервисов сети Интернет для развития интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника


Автор: Левина Ольга Владимировна,
Контактный электронный адрес: Olyovina@yandex.ru
Место работы: МОУ «СОШ ЗАТО Михайловский»
ЗАТО Михайловский Саратовской области

Одной из важнейших перемен начала XXI века является проявление интереса к проблеме развития у детей интеллектуальных и творческих способностей. Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них, правда, в начальной школе вся «работа» зачастую ограничивается лишь играми. Но ведь этого явно не достаточно. На мой взгляд, организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на основе использования сервисов сети Интернет является ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника. Использование в учебно-воспитательном процессе проектной и исследовательской деятельности не только повышает качество обучения и воспитания младших школьников, но и решает проблемы по формированию самостоятельной личности, способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника. К проектной и исследовательской деятельности учащихся младших классов необходимо готовить постепенно, привлекая к этому и родителей. Учитель не только организует данную деятельность, но и координирует ее на протяжении всего проекта, предлагая то, с чем сам должен быть хорошо знаком. В начальной школе это в основном коллективные (групповые) учебные проекты и исследования, участие в конкурсах, турнирах, викторинах, олимпиадах (очных и дистанционных), т. к. в их процессе происходит знакомство с сервисами сети Интернет. Применение сервисов сети Интернет в процессе обучения вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как их использование создает возможность доступа к свежей информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации. Работая в рамках учебных проектов, учу детей представлять свои исследования в виде электронных презентаций с использованием ресурсов Интернет («Наш зимний сад», «Во саду ли, в огороде…» и др.). Мы часто ставим перед собой задачу активизировать мотивацию учащихся в процессе обучения и воспитания. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. Так в рамках школьного конкурса «Великая Отечественная война в истории моей семьи», дети подготовили замечательные презентации, где использовали и материал сети Интернет, преобразовывая найденный материал в соответствии со своей работой. Применение информации сети Интернет не должно сводиться к поиску дополнительной информации по заданной теме, а должно носить поисково-творческий характер, умение создавать новый творческий продукт. Этим требованиям отвечает проектная деятельность школьников, которая усиливает творческие, нравственные, социальные основы индивидуальности личности ребёнка. Одним из творческих проектов в рамках семейного воспитания является презентация ученицы 3 класса Вершининой Варвары «Это неспокойное мирное время…», где девочка рассказывает о своем отце, рассказывает о профессии пожарного спасателя. В прошедшем учебном году учащиеся моего класса впервые принимали участие в межрегиональной дистанционной научной конференции «Первые шаги в науку», где выполняли роли маленьких исследователей по выбранной теме в секции «Краеведение». Юным исследователям для выполнения заданий пришлось поработать и с интернет-ресурсами: написать творческий отчет о проделанной работе, записать видеоролик и поместить на сайт конкурса, сделать электронную презентацию своей работы, для этого пришлось освоить различные сервисы Интернет, завести электронную почту, поучаствовать в форуме, учиться загружать файлы. Для учащихся начальных классов проводится множество дистанционных конкурсов. Учащимся было предложено принять участие в сетевом Интернет–марафоне «Цифровые горизонты» http://wiki.saripkro.ru/index.php/%BB, посвященном первому полету человека в космос. Новизна данного проекта в том, что детям пришлось выступать в составе команды. Сначала мы определились с составом команды, куда вошли желающие дети, с ее названием и девизом, создали собственную страничку на сайте конкурса, затем личные странички и каждому участнику команды, где каждый поместил свою фотографию, рассказ о себе, своих увлечениях. Выполняя задания конкурса, знакомились и с сервисами Интернет: с созданием Вики-странички, плейкаста, создавали эссе, разрабатывали карту виртуальной экскурсии по гагаринским местам в саратовской области и вики-страничку с фотографиями и описанием объектов, указанных на карте. Итогом нашей работы было то, что мы многому научились, работая в составе команды, но в тоже время и самостоятельно, т.к. задания выполняли дома на ПК. И пусть мы не заняли призового места, уже наградой детям были слова, вывешенные на сайте конкурса: «Конечно, стоит восхититься работой ребят из команды «Светлячки», которые на равных участвовали со старшеклассниками во всех этапах марафона!» Одним из дистанционных конкурсов стала межмуниципальная Интернет-олимпиада «Юный эрудит» http://uprobr.ucoz.ru/news/junyj_ehrudit/2011-03-13-693. К участию в интернет-олимпиаде приглашались ученики 1-4 классов. Поучаствовать решили и учащиеся нашей школы. Бычков Роман, ученик 2 класса стал победителем, заняв 3 место в интеллектуальной дистанционной олимпиаде. Итогом этого участия стало и то, что мы попробовали работать с образовательным сервисом «Мастер-Тест» http://master-test.net/ , приняли участие в онлайн-тестировании. Теперь с тестирование в «Мастер-Тесте» знаком практически весь класс, онлайн-тестирование сделало процесс обучения увлекательнее, позволило организовать учебный процесс дистанционно. Еще одним дистанционным творческим проектом является проект по краеведению «Сельская радуга» http://wiki.techn.sstu.ru/index.php/B0, посвященный истории малой родины. Данный социальный проект явился первым опытом участия в дистанционых конкурсах в составе не просто команды одноклассников, а пришлось превратиться в дружную команду ученикам разных классов и возрастов, привлечь к конкурсу и родителей различных классов. Мы создали личную страничку команды, где поместили коллективную фотографию, выбрали девиз команды, название, рассказали о себе. Затем создали личные странички участников. Задания проекта были сложными, но интересными, связанные с историей родного края и народными умельцами. В одном из заданий нужно было рассказать о мастере – золотые руки. За лучшую презентацию о мастере-умельце команда была награждена грамотой. Выполняя задания, мы вновь работали с плейкастами, предсталяли ролик в формате PhotoStory о своем селе, работали в блогах, создавали электронную почту. Ребята, несмотря на то, что они всего лишь младшие школьники с удовольствием участвуют в дистанционных проектах и выступают довольно успешно. У ребят появилась потребность в творческом самовыражении, самостоятельности суждений, ответственность за результаты своего труда, желание быть полезным классу, школе, семье. А наградой мне как учителю стало то, что мои дети с каждым новым проектом становятся все самостоятельнее, смелее ориентируются в Интернет – сервисах, пусть не часто, но предлагают довольно-таки интересные решения их использования. Организация проектной и исследовательской деятельности позволила создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, позволила укрепить связи воспитательной схемы: Ученик + Родитель + Учитель + Классная общественность = Друзья. Вместе с детьми родители стали принимать участие во всех предлагаемых мероприятиях, больше заинтересованы в успехе своих детей, чаще проводить с ними свободное время, прониклись интересами и проблемами детей. Сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача, требующая от учителя большого терпения. Использование сервисов сети Интернет в организации проектной и исследовательской деятельности способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника. Для грамотного использования в процессе обучения сервисов сети Интернет педагогу самому нужно постоянно учиться, уметь не только организовать процесс обучения, но и использовать в своей работе современные инновационные технологии. Социальная сеть - это платформа, предназначенная для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, которым необходимо учить учащихся уже в начальной школе.