пятница, 24 февраля 2012 г.

Использование Интернет ресурсов в преподавании географии.

Автор Ерюшкина Людмила Евгеньевна
Контактный электронный адрес: lyu-eryushkina@yandex.ru
Место работы: МАОУ Гимназия №2,
г. Балаково Саратовской области

Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи современные средства обучения существенно изменяют методы учебной деятельности благодаря тому, что имеют возможность показать явление в движении, развитии. Они несколько по-новому, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание темы, выполняют функции источника учебной информации, стимулируют познавательный интерес, создают при определенных условиях эмоциональное настроение, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.
Внедрение Интернет-технологий в процесс обучения в настоящий момент актуально и уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Ресурсы сети Интернет являются хорошей базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования учащихся, удовлетворения их личных интересов и потребностей.
Цель моей работы: рассмотреть образовательные Интернет ресурсы как современные средства обучения и влияния их на эффективность педагогического процесса.
Интернет на уроках географии нужен как средство придания географическому материалу наглядности и пространственной конкретики. Он нужен в той же степени, как глобус, карта и другие средства моделирования и познания географических процессов. Считаю, что совместное использование ресурсов Интернета и традиционных средств делает уроки географии более интересными, наглядными и понятными. И позволяет решить следующие аспекты в образовательном процессе:
1.интегрирование программы по географии;
2.углубленное изучение материала по предмету;
3.ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;
4.подготовка к сдаче ЕГЭ и ГИА
5.самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;
6.формирование и развитие умений и навыков аналитического мышления при использовании материалов сети разной степени сложности;
7.подготовка к олимпиаде.
Урок с использованием ресурсов Интернета требует тщательного планирования и продумывания видов деятельности учащихся в ходе занятия. Применять ресурсы сети Интернет можно как на отдельных этапах урока, так и в течение всего урока. Интернет – это источник дополнительной и актуальной информации. Необходимо искать те информационные данные, которых действительно не хватает на уроке – фотопутешествия, статистические данные, он-лайн тесты, видео о природных процессах. Тогда можно сделать процесс обучения более эффективным.
Уроки с использованием Интернет-ресурсов открывают для ребят новые возможности, прежде всего для самообразования. Поиск информации в сети Интернет по грамотно поставленному заданию на уроке в настоящее время является необходимым условием для формирования информационной компетентности у учащихся.
На этапе подготовки модели урока использую ресурсы разработанные учителями и апробированные в школьной практике. Например, хранилище единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/, сайт учителей «Я иду на урок географии» http://geo.1september.ru/.
При изучении физической географии в 6-7 классах использую материалы сайта http://www.nat-geo.ru/, вместе мы путешествуем с ребятами по заповедным местам мира, знакомимся с животными и растениями нашей планеты. Данные для составления заданий по теме «Погода» беру с сайта http://www.meteoweb.ru/ Ребята с удовольствием изображают графически погоду дня, сами ведут дневник наблюдения за погодой. Таким образом я стараюсь развивать интерес к предмету.
На сайте http://photography.nationalgeographic.com/photography/. находятся коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от всемирно известного журнала National Geographic, которые помогают наглядно проиллюстрировать изучаемые объекты и явления.
Географический справочник http://geo.historic.ru/, Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru/, отечественный интернет-сервис, содержащий масштабируемые справочно-географические и некоторые тематические (политическая, часовые пояса и др.) карты мира, России, отдельных стран и городов http://www.mirkart.ru/, помогают поддерживать познавательный интерес у учащихся.
При подготовке к ГИА и ЕГЭ учащиеся используют сайты: http://www.edu.ru/moodle/, http://www.fipi.ru/.
Рекомендую ребятам сайт Русское географическое общество http://www.rgo.ru/. Статьи по экономике и экологии, о природе России, использую и на уроках, и при подготовке к Всероссийской олимпиаде по географии. Рубрика «Олимпиада», где размещены тренировочные задания, помогает моим ребятам достойно участвовать в предметной олимпиаде.
Информация о том, в каком объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах», которые необходимо соблюдать. Продолжительность работы с ТСО учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–9 классов – 20 минут, 10–11 – на первом уроке 30 мин., на втором – 20 мин. Для профилактики общего утомления у ребят провожу зарядку. Работу с компьютером необходимо разумно сочетать с другими видами деятельности, которые позволят учащимся дать отдых глазам (например, обсуждение материала, выполнение графического задания и т.п.).
Заключение
Анализируя свой небольшой опыт в использовании ИКТ на уроках, могу с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
•обеспечить положительную мотивацию обучения;
•обеспечить дифференцированный подход в обучении;
•повысить объем выполняемой работы на уроке;
•рационально организовать и повысить эффективность урока;
•усовершенствовать контроль знаний;
•формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
•обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Все это способствует повышению качества обучения. Методика проведения уроков с использованием Интернет-ресурсов позволяет применять такие формы обучения, как беседа, самостоятельная работа с текстом, схемами, записи в тетрадях основных терминов, воспроизводство содержания схем. Поисковая работа побуждает учащихся осознанно подойти к выбору информации, прививает навыки работы с образовательными Интернет-ресурсами, активизирует исследовательскую работу.

Литература

1.Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС – обучение в глобальных информационных сетях// Школьные технологии, 2000. – №5. – С.243–248; №6. – С.159–167.
2.Сиговцев, Г.С. Интернет для образования – возможность и необходимость / Г.С. Сиговцев. – Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 2003
3.Завьялова О.А. Формирование элементов информационной компетентности учащихся на уроках с использованием интернет-ресурсов.// Интернет-журнал «Эйдос». – 2010.
4.http://www.allbest.ru/