пятница, 24 февраля 2012 г.

Использование интернет-технологий для повышения квалификации педагогов старшего возраста

Автор: Аношина Оксана Георгиевна,
учитель биологии
Контактный электронный адрес: anoshina-o@rambler.ru
Место работы: МБОУ СОШ №27с углубленнымизучением отдельных предметов
г. Балаково Саратовской области

Национальныйпроект «Образование» в качестве одного из важнейших направлений работ выделил информатизацию образования. Возрастная структура учительских и преподавательских кадров на сегодняшний день является одной из важных характеристик состояния российской образовательной системы. Пожилые преподаватели, обладающие богатым методическим опытом, боятся использовать интернет-технологии в учебном процессе, поскольку владеют ими в лучшем случае недостаточно свободно. Назрела необходимость в совершенствовании методических основ повышения квалификации педагогов старшего возраста в области интернет-технологий, на основе достижений современной педагогической науки, отвечающее задачам информатизации российского общества. Мои наблюдения, как тьютера муниципальной площадки, показывают, что даже регулярное прохождение курсовой подготовки через 3-5 лет, не позволяет педагогу своевременно перестраивать свою профессиональную работу соответственно изменениям, происходящим в системе образования и, следовательно, снижает их готовность к инновационной деятельности. Поэтому существует проблема организации более современной системы повышения их квалификации в области интернет-технологий, позволяющей сделать процесс непрерывным, учитывающим личностные особенности обучаемых. Одним из факторов успешности освоения педагогами старшего возраста интернет-технологий является высокий уровень их мотивации. При анкетировании учителей городских и сельских школ, были выделены следующие позиции: удовлетворение собственного интереса, потребность в росте самооценки, желание карьерного роста, жесткие требования руководства образовательного учреждения («заставили»). Каковы особенности повышения квалификации педагогов старшего возраста в области интернет-технологий?» Это андрагогические (обусловленные возрастом), психологические и особенности, обусловленные профессиональной деятельностью и социальным положением. Анализ соотношения показателей компьютерной тревожности для разных возрастных групп: до 30 и после 40 лет, свидетельствует о большей степени неуверенности в работе с интернет-технологиями более взрослых педагогов. Это обусловлено как возрастными особенностями, так и спецификой мировоззрения, не связанного с информационными технологиями. Анализируя личностные особенности педагога и необходимые для него ИКТ-компетентности я, совместно с ними проводила выбор индивидуальной траектории его обучения. Данный процесс обеспечивается вариативной модульной методикой обучения, включающей в себя: модуль диагностики, модуль анализа значения показателей и модуль выбора образовательной траектории, учитывающей особенности обучаемого. При выборе форм повышения квалификации преподаватели старшего возраста отдавали предпочтение обучению в своем образовательном учреждении, обосновывая это быстрым применением полученных знаний на практике. По степени вовлеченности в процесс повышения квалификации в области интернет-технологий выбор направлен на использование смешанных технологий обучения, как наиболее гибкой формы получения знаний, наименьшую степень заинтересованности вызвало дистанционное повышение квалификации, что связано с низким уровнем владения обучаемыми сетевыми технологиями. Использование вариативной методики повышения квалификации педагогов старшего возраста в указанной области на основе интеграции педагогических и информационных технологийобучения даёт положительные результаты: уменьшение степени компьютерной тревожности обучаемых; повышение производительности образовательного процесса; повышение мотивации к изучению ИКТ. Считаю, что развитие и совершенствование методологических основ и соответствующих методических средств повышения квалификации педагогов старшего возраста в области ИКТ на основе интеграции современных педагогических и информационных технологий обучения и позволит существенно повысить качество и эффективностиэтой деятельности. Как использовать интернет-технологии для повышения квалификации педагогов старшего возраста? Основные задачи: Провести системный анализ состояния и определить необходимые подходы к совершенствованию методологических основ повышенияквалификации педагогов старшего возраста в области интернет-технологий; оценитьосновные особенности данного контингента обучаемых, связанные с их возрастными, психологическими и профессиональными особенностями; определить основное содержание формируемой ИКТ-компетентности педагогов, обусловленной их профессиональной деятельностью в школах; создать адаптивную педагогическую систему обучения педагогов старшего возраста в области интернет-технологий, включающую, содержательное, методическое и организационное обеспечение этой работы; разработать вариативную методику повышения квалификации педагогов старшего возраста на основе использования смешанных технологий обучения; провести экспериментальные педагогические исследования по оценке эффективности результатов использования интернет-технологий. Проводя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, системный анализнаучно-методических проблем исследования; изучение и анализ опыта преподавания информатики и других дисциплин с применением методов информатики и средств ИКТ, методы наблюдения, анкетирования, статистическая обработка данных, выяснилось,что проблема состоит в системном анализе курсов повышения квалификации педагогов старшего возраста в области интернет-технологий; разработке новых подходов к совершенствованию методологических основ этой деятельности; разработке вариативной методики повышения квалификации педагогов старшего возраста в указанной области на основе интеграции педагогических и информационных технологий обучения.
Необходимо создать адаптивную педагогической системы повышения квалификации педагогов старшего возраста в области интернет-технологий на основе смешанных технологийобучения, разработке учебно-методического обеспечения этого процесса, внедрение результатов в образовательных учреждениях.
Основными составляющими ИКТ-компетентности, определяющими деятельность педагогов в этой области являются: информационно-образовательная, информационно-методическая, информационно-воспитательная, информационно-научная компетенции, что определяет состав и последовательность изучения содержательных модулей в процессеповышения их квалификации.
Для формирования и повышения ИКТ-компетентности целесообразно ориентироваться на адаптивные педагогические системы повышения квалификации педагогов образовательных учреждений различных типов, при этом адаптация этих системдолжна проводиться, прежде всего, к методическому опыту обучаемых педагогов и кусловиям использования ими интернет-технологий в своей профессиональнойдеятельности.
В системе повышения квалификации педагогов старшего возраста целесообразно использовать вариативную методику обучения, основу которой должна составлять модульная структура, включающая в себя: модуль диагностики знаний и личностных особенностей обучаемых, модуль анализа значений показателей этой диагностики и модуль выбора образовательной траектории, построенной на основе технологий смешанного обучения.
Анализ подходов к интеграции различных форм и методов обучения и доставки образовательного контента позволяет рекомендовать для повышения квалификации педагогов старшего возраста в области интернет-технологий следующие модели смешанного обучения: базовую, целостную, модель обучения на рабочем месте, которые позволяют учесть личностные особенности педагогов иразличную степень их базовой ИКТ-компетентности.
Источники:

  • Повышение квалификации преподавателей сельских школ в области ИКТ. «Педагогическая информатика», № 4, 2009.
  • Использование смешанных технологий в повышении квалификации педагогических работников //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки №9, 2010.
  • Из опыта преподавания информатики в школе. / Л.П. Павлова, Т.К. Кузнецова // Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в высшей и средней школе». 2010.
  • Использование тренингов в подготовке будущих учителей информатики. / А.С. Чальцева // III Всероссийский научно-методический симпозиум «Информатизация сельской школы». 2009.