пятница, 24 февраля 2012 г.

Сетевые образовательные сообщества как среда профессионального взаимодействия педагогов


Автор: Стеченко Александра Анатольевна,
учитель физической культуры
Контактный электронный адрес: ste4enko2010@yandex.ru
Место работы: МОУ «Средняя школа п. Горный"
Краснопартизанского района Саратовской области



В настоящее время невозможно представить образовательное пространство без современных информационных технологий, открывающих возможности для нового образования, общения. Но возможности нового образовательного пространства реализуются не в полной мере, если у педагога недостаточно знаний и опыта работы с современными средствами телекоммуникации. Для того чтобы идти в « ногу со временем» и стать на голову выше учителю необходимо перестроиться и научиться использовать новые технологии.

Повысить свою профессиональную подготовку и найти ответы на многие вопросы можно в социальной среде, объединяясь в различные профессиональные сообщества.

Профессиональное сетевое сообщество - это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной области или проблемной профессиональной деятельности в сети.Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаний открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы,облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящихся на переферии сообществ. Сетевые сообщества учителей - это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. 

Основные направления сетевых сообществ:
  • сетевые публикации; 
  • сетевые конкурсы учителей; 
  • сетевые проекты; 
  • дистанционное обучение; 
  • сетевые творческие лаборатории; 
  • форумы; 
  • сетевые консультации, комментарии к материалам и т. д. 
Я в своей работе учителя физической культуры активно использую различные возможности социальных сервисов и сетевых профессиональных сообществ следующим образом:
1. Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов.
В сетевых сообществах хранится большое количество материалов и разработок, которые могут быть использованы в учебных целях. Они также могут поделиться своими коллекциями цифровых ресурсов и программ.
2. Самостоятельное создание сетевого учебного материала.
Новые сервисы радикально упростили процесс создания материалов ипубликации их в сети. Сейчас каждый может не только получить доступ к цифровым коллекция, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Когдатвои работы опубликованы на сайте того или иного сообщества, ты становишься полноправным его представителем.
3. Освоение информационных концепций, знаний и навыков.
Для меня как для учителя физической культуры, среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики.4. Непосредственная деятельность в сообществе.
Сообщества создаются не только для того, чтобы делиться друг с другом конспектами, рефератами, презентациями, но и прежде всего для общения, пусть и виртуального, для совместной профессиональной деятельности на основе общих интересов, для проведения и участия в профессиональных конкурсах, одним словом, для постоянного оттачиваниясвоего профессионального мастерства и пополнения запаса знаний.

Сетевые сообщества воспитывают во мне следующие умения:
1. Совместное мышление.

Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеютколлективный характер, а с появлением Интернет - я бы сказала, коллективно -сетевой.

2. Толерантность.

Важно воспитать человека,способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понятьпозицию другого человека.

3. Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий.

От участников совместнойдеятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, водно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свой объем работы влюбое удобное для него время.

4. Критичность мышления.

Коллективная деятельность множества людей готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. В дискуссии рождается истина.

Итак, подводя итог, хочу выразить свое мнение о роли сетевого профессионального сообщества в системе деятельности педагога: чем активнее педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по пути создания единого педагогического информационно -коммуникативного пространства. Только мы сами можем создать условия для внедрения лучшего из достижений и находок коллег в повседневность обучения и воспитания. Это и есть самая реальная точка роста модернизируемого общества России на современном этапе, использование сетевого взаимодействия как позитивного фактора в инновационной деятельности педагога.

Ресурсы:
  1. Адамский.А. «Модель сетевого взаимодействия».
  2. Василевская. Е.В. «Сетевая организация как новый тип отношений идеятельности в современных условиях».