Автор: Бадылова Ольга Васильевна,
учитель физики
Контактный электронный адрес: olga.badylova@yandex.ru.
Место работы: МОУ "Средняя школа п. Горный"
Краснопартизанского района Саратовской области
Интернет является средством проведения досуга и способом невербального общения. Число пользователей сети Интернет стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Они точно так же, как и взрослые, пользуются сервисами мгновенных сообщений, общаются на форумах и в чатах, пользуются информацией образовательного характера. Виртуальная среда способствует развитию интеллектуальных навыков детей. Формируется понимание уровневой организации окружающего мира, развивается знаковая функция сознания, предоставляющая возможность мыслить без опоры на внешние предметы. Использование современных информационных технологий, несомненно, полезно, но не всегда безопасно для юных пользователей. Преимущества, предоставляемые сетью Интернет, сопровождаются рядом сложных проблем, встающих перед родителями и современной школой. Подключая компьютер к Сети, следует помнить о том, что дети в глобальной Всемирной паутине могут, во-первых, столкнуться с преступностью, а, во-вторых, виртуальная деятельность может напрямую повлиять на их психику (существует риск стать зависимыми от игр или Интернет). Проблема безопасности в сети Интернет в современном мире глобальна и значима. И самым эффективным механизмом решения этой проблемы может и должно стать формирование информационной культуры личности родителей, детей, учителей. Необходимо с первого знакомства с информационными технологиями разъяснить детям, как жить им в информационном пространстве, как избирательно подходить к информации в открытой информационной среде. Не секрет, что даже дошкольники успешно используют Интернет, а значит, родителям, учителям необходимо как можно раньше попытаться научить детей самостоятельно проверять найденную в Интернете информацию по другим источникам: газетам, журналам, энциклопедиям, другим сайтам. В этой связи важно научить детей пользоваться библиотеками и энциклопедиями, расположенными на оптических носителях, например «Энциклопедией Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta. Так же стоит научить детей использовать различные поисковые системы для поиска необходимой информации. При формировании культуры поведения в Сети следует обратить внимание детей на «золотое» правило общения: «Поступайте с окружающими так, как хотели бы, чтобы они поступали с Вами», из которого вытекают фундаментальные правила поведения в Сети, позволяющие стать детям ответственными пользователями в Интернет:
- следует защищать личную информацию свою и других пользователей: не публиковать фотографии, адреса электронной почты и т.д. без разрешения владельцев;
- не использовать без разрешения чужой пароль;
- не присваивать вещи, не платя за них (в основном это касается условно-бесплатного программного обеспечения);
- все сказанное в Интернете может вернуться и неотступно преследовать, поэтому необходимо думать, прежде чем что-либо написать;
- в целях избавления от ненужного дискомфорта в чатах и на форумах, следует знать правила общения на них, прежде чем что-либо написать или сделать;
- не относится критически к другим, особенно к новичкам, даже если они нарушают правила форума, чата и т.д.
Обеспечить большую безопасность детей при посещении сети Интернет можно разными способами и первые шаги, которые должен сделать взрослый с целью обеспечения безопасности информационного пространства, должны быть следующие:
- заключить с детьми договор о правилах работы в сети Интернет;
- отобрать сайты, которые ребенку можно посещать (особое внимание следует обратить на серверы, собирающие личные данные посетителей; помня о безопасности детей, следует поискать в Интернете сайты, которые не запрашивают личных данных);
- увеличить уровень защиты и конфиденциальности;
- следить за тем, какие сайты посещают дети.
Существует много разных способов контроля, но не всегда они являются эффективными. Уговоры и воспитательные беседы могут действовать весьма непродолжительное время, ведь нахождение в сети может ребенка увлечь настолько, что он забудет о всех уговорах. А запреты могут негативно сказаться на развитии полезных навыков поиска и обучения в Интернете. В таких случаях могут помочь специальные программы по ограничению и контролю доступа ребенка к сети Интернет. С помощью них можно оградить ребенка от негативных влияний Интернета, но при этом предоставить ему свободу действий. Благодаря ограничению доступа к нежелательным ресурсам, контролю доступа к расписанию нахождения в сети, постоянным отчетам о посещенных сайтах, возможности контроля трафика и, главное, незаметной работы самой программы для ребенка, можно уже не беспокоиться за то, чем и сколько ребенок занимается в Интернете. В большинстве своем программы настроены так, что, не зная пароля, удалить их практически невозможно. В любом случае, для этого у пользователя должны быть права администратора. Поэтому, еще один способ защиты основывается на разграничении доступа на одном компьютере к информации и другим частям операционной системы. Он осуществляется современными операционными системами с помощью учетных записей с различными правами доступа. Также рекомендуется использовать контроль доступа сетевых подключений, обеспечивающий непосредственный доступ пользователя только к тем сервисам, в которых он был авторизован. Однако следует иметь ввиду, что одна только организация контроля без воспитания – практически бесполезное занятие. Только объединив эти средства, можно помочь детям почувствовать себя в безопасности, оградив их от влияния злоумышленников в Интернете. Поэтому эффективнее иметь четкие правила работы в Интернете и открыто общаться с детьми. Интернет предоставляет огромные возможности для общения и получения информации, но именно чрезмерное виртуальное общение, незаметно для самого ребенка, способно перевернуть его жизнь, заменив реальный мир виртуальным. Домашние дела, общение, отдых становятся для него помехой. И в этом случае уже стоит вести речь об Интернет - зависимости, которая характеризуется рядом признаков:
- постоянное увеличение времени, проводимого в Интернет;
- изменение круга интересов, постоянные мысли о следующем выходе в Сеть;
- увеличение частоты участия в социальных сетях и on-line – играх;
- состояние психологического дискомфорта, раздражительности, беспокойства через короткие промежутки времени после очередного сеанса работы в Интернет;
- вход в интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности;
- замкнутость, вытеснение прежних жизненных мотивов, нежелание учиться, посещать школу и т.д. Последствия Интернет - зависимости наиболее пагубны для подростков, которые не социализируются в реальном мире, поэтому в сложившейся ситуации перед педагогами, социальными работниками, психологами, руководителями учебных учреждений, медиками ставятся задачи:
-реализовать действенную систему профилактики: установление регламента продолжительности работы школьников с компьютерами, рациональное кондиционирование воздуха, проведение специальных упражнений для профилактики зрительного утомления;
- сформировать личность ребенка, обладающую разносторонними интересами, умеющую успешно адаптироваться к социуму, преодолевать критические жизненные ситуации, уверенно взаимодействовать с окружающими людьми.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема детской безопасности в Интернете – это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального и международного. Минимизация вредного воздействия компьютера на детский организм становится одной из важных задач, стоящих перед современной школой. И в решении этой проблемы необходимо действовать системно, формируя информационную культуру ребенка и социально важные жизненные навыки, используя как правовые регуляторы, так и нормы обычаев и морали, а также технические и технологические возможности.