среда, 22 февраля 2012 г.

Использование сервисов сети Интернет для организации проектной деятельности учащихся


Автор: Никиташина Наталья Васильевна,
учитель биологии
Контактный электронный адрес: nnikitashina@yandex.ru
Место работы: МБОУ СОШ №25
г. Балаково Саратовской области

Развитие современного общества невозможно без соответствующей подготовки квалифицированных специалистов, способных осваивать новые, передовые технологии, добывать новую информацию (новые знания) и использовать её для решения образовательных, производственных, социальных и других задач.
В связи с этим прослеживается весьма устойчивая тенденция использования в практике преподавания различных учебных дисциплин метода проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, создать условия для развития рефлексивной и коммуникативной культуры [3].
Особое место в этой деятельности отводится сервисам Веб 2.0.
Сервисы Веб 2.0, или социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:
  • персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов;
  • коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум) [6].

Можно с уверенностью сказать, что включение в проектную деятельность средств Веб 2.0 позволяет достаточно быстро добиться высоких результатов.
Во-первых, проектная деятельность ориентирована не на репродукцию, а на креатив, не на воспроизведение, а на создание, на творчество, что характерно и для Веб 2.0.
Во-вторых, результат проектной деятельности непредсказуем, он складывается из различных результатов индивидуальной работы — как и в случае с Веб 2.0, в которых по сути происходит складывание отдельных кубиков в некое здание, облик которого зависит от того, как кубики сложить — так или иначе.
В-третьих, проектная деятельность — это деятельность комплексная, в которой совмещается работа разноплановая — в зависимости от индивидуальных способностей, возможностей и интересов участников. Так и сервисы Веб 2.0 дают возможность такой разноплановой деятельности (работа с текстами, изображением, поиском, таблицами и пр.)
Для обмена информацией и мнениями, для получения откликов и проведения обсуждений используются блоги. Зачастую они ведутся в форме журнала и регулярно обновляются путём размещения новой информации.
В проектно-исследовательской деятельности блоги могут использоваться в качестве личных журналов, списка источников для исследовательских целей, размышления о процессе обучения, получения откликов на предлагаемые идеи, а также для обсуждения вопросов, относящихся к определенному предмету[1]. Учителя могут формулировать вопросы и задания для школьников, а также давать ссылки на дополнительные материалы и ресурсы по теме.
Для консультирования учащихся по вопросам проекта можно использовать электронную почту.
Ученики могут принимать участие в чатах, чтобы задавать вопросы учителю, одноклассникам и работать совместно с удалёнными пользователями.
Обмен мгновенными сообщениями позволяет запрашивать и отправлять текстовые сообщения мгновенно выбранным заранее пользователям, которые в это время находятся в сети [1].
Таким образом, мы видим, что сервисы Веб 2.0 позволяют успешно осуществлять поисковую, аналитическую и исследовательскую работу.
Вики - это совместные веб-сайты, которые могут создаваться и редактироваться любыми лицами или определенными пользователями [1]. Создатель вики может получать уведомления обо всех изменениях на сайте, а также отслеживать и осуществлять мониторинг содержания.
Характерными отличительными чертами вики являются:
  1. Множество авторов.
  2. Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды, без применения особых языков программирования.
  3. Появление изменений сразу после их внесения.
  4. Разделение информации на страницы, где у каждой своё название.
  5. Возможность размещать фотографии и загружать файлы.
  6. Учёт изменений текста и возможность отката к ранней версии.

Вики также прекрасно подходит и для выполнения групповых письменных заданий, для планирования проекта, обмена выводами и заключениями исследований, сбора информации, создания справочников и т.д.
Для организации работы проектной деятельности с помощью сервисов Интернет необходимо:
  1. Завести себе адрес электронной почты.
  2. Зарегистрироваться в ИнтеВики (http://wiki.iteach.ru) индивидуально под своим именем (как это сделать описано на http://wiki.iteach.ru/index.php/ Как работать в ВикиВики).
  3. Создать свою личную страничку.
  4. На странице проекта сделать ссылку на свою личную страницу участника.
  5. Разместить материалы (например, на Скрибт http://www.scribd.com/ или в Google http://www.google.ru/ , следуя инструкциям сервиса).
  6. На странице проекта сделать ссылки на материалы.

Использование сервисов сети Интернет дает возможность для воспитания таких качеств как:
− совестное мышление. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности;
− толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на события с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого общества. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводят к тому, что учащиеся сталкиваются с людьми из незнакомых ранее социальных культур.
Благодаря использованию сервисов Интернет значительно повышается:
− интерес учащихся к проектно-исследовательской деятельности (не маловажную роль играло то, что большинство осваиваемых инструментов учащимся изначально были незнакомы, а если знакомы, то открывались их новые возможности и формы использования);
− активность и интенсивность взаимодействия участников проекта (сетевые формы взаимодействия легко осваиваются и принимаются учащимися);
− становится «открытым» для всех участников процесс и результативность продвижения каждого в проекте (все промежуточные и итоговые результаты участия размещаются в сети Интернет).
Таким образом, сетевые сервисы являются одним из инструментов формирования у школьников умения анализировать и синтезировать информацию. На основе полученных знаний, умений, навыков и опыта работы в сети Интернет, формируются ключевые компетенции, приводящие к образованности ученика и его самостоятельности [5].

Литература
  1. Intel "Обучение для будущего". Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. пособие - М., 2009
  2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» Электронный ресурс] / <!-- m -->http://ito.bitpro.ru/1999/<!-- m -->
  3. Новиков A.M. Образовательный проект (методология образов деятельности). – М., 2004
  4. Новикова А. А. Медиаобразовательные квесты [Текст] / А. А. Новикова, А.В. Федоров // Инновации в образовании. - 2008. - № 10. - С. 71-93.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
  6. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю /Е.Д. Патаркин – М: Инстит.ру, 2007.