среда, 22 февраля 2012 г.

Сетевое взаимодействие как возможность развития творческого потенциала учителя


Автор: Федулова Ирина Николаевна,
Контактный электронный адрес: irinafedulowa@yandex.ru
Место работы: МОУ "СОШ с. Липовка"
Духовницкого района Саратовской области

В стремительно развивающемся обществе требования к школьному учителю постоянно возрастают. Чтобы быть востребованным современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Возможностей для этого сейчас много и каждый выбирает для себя наиболее приемлемые. Учитывая возрастающую занятость учителя и вместе с тем быстрое развитие ИК - технологий, всё большую популярность приобретает сетевое взаимодействие.
Формы сетевого взаимодействия разнообразны. Основываясь на собственном опыте, попытаюсь охарактеризовать некоторые из них.
Дистанционные курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские. Такая форма обучения имеет много положительных моментов. Во-первых, обучение идёт без отрыва от работы, семьи. Во-вторых, учиться можно в удобное время суток и день недели ( ночь, выходной день). В-третьих, повышаешь квалификацию не только в области своего предмета, но и в области применения ИКТ. В прошедшем учебном году я прошла обучение в дистанционной форме по курсу «Методика преподавания биологии», принимала участие в работе семинара «Электронные образовательные ресурсы нового поколения в учебной деятельности» с использованием дистанционных образовательных технологий и в работе педагогической мастерской «Современный педагог и проблема имиджа». В этом учебном году я прошла обучение на мастер-классах: "Создание электронного портфолио в сети Openclass", "Умная картография", "Практическая интерактивная картография". Сейчас принимаю участие в обучающем семинаре "Сервисы визуализации и взаимодействия - основа успешного участия в конкурсе и геопроекте" в сети Openclass. От участия в этих мероприятиях у меня остались только хорошие впечатления. Я не только получила новые, необходимые в работе навыки и умения, но и общение с коллегами. Уверена, что в будущем количество учителей, выбирающих дистанционные формы повышения квалификации значительно увеличится.
Сетевые, дистанционные, заочные конкурсы и фестивали педагогического мастерства, конференции. Участие в сетевых, дистанционных конкурсах и фестивалях в независимости от результата даёт возможность учителю опубликовать собственные методические разработки. Кроме того, по условиям большинства конкурсов работы участников комментируются, проходят профессиональную и общественную экспертизу, при этом сам учитель принимает активное участие в такой работе. В ходе мероприятий педагог также знакомится с опытом коллег, сравнивая свою работу с другими, выявляя пробелы в работе или наоборот, отмечает своё преимущество, делает выводы. Несомненно, такое взаимодействие помогает педагогу повысить своё профессиональное мастерство, и, что не менее важно, позволяет самоутвердиться. Я участвовала во многих мероприятиях такого плана: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Всероссийский), Всероссийский конкурс «Искусство для науки» ; Областные мероприятия: Конкурс на лучшую методическую разработку урока с использованием ИКТ (Балаково) ( 3 место), Конференция «О, урок, ты – солнце. Мой самый лучший урок!» , Конференция «О, урок, ты – солнце. Мой самый лучший урок! - II» ( 2 место) Конференция «О, урок, ты – солнце. Мой самый лучший урок! - III», «Методическая шкатулка 2011» и т.д. Интересно отметить, что уровень работ учителей (со многими мы вместе принимали участие в нескольких мероприятиях) растёт от конкурса к конкурсу. А когда в комментариях к своим работам находишь всё больше положительных оценок, понимаешь, что тоже растешь!
Участие в работе сетевых сообществ. Сетевые сообщества педагогов можно найти на многих образовательных порталах: Открытый класс, Сеть творческих учителей и т.д. Каждый учитель может найти для себя самое интересное по содержанию и самое приемлемое по форме работы сообщество. Если такового не найдётся, можно самому создать нужное сообщество, что я и сделала. ( Я являюсь администратором сообщества КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ в сети Открытый класс) Работа в сообществах может быть самой разнообразной: это и конкурсы для учителей и учеников, это и семинары, и конференции, и мастер-классы, и консультационные линии. Став членом образовательного портала, сообщества каждый учитель может создать свою персональную страницу, разместив на ней самую разнообразную информацию, загрузить файлы от плана-конспекта урока до собственного портфолио. Так же вы можете стать экспертом. Работать экспертом не просто, но очень интересно. У вас появиться возможность помочь коллегам в различных вопросах.
Создание персонального сайта. Персональный сайт – это ещё одна форма сетевого взаимодействия. Персональный сайт – это, во-первых, презентация собственных достижений и достижений учеников, во-вторых, это площадка для публикации собственного опыта, в-третьих, умело организованный сайт - это возможность общения с коллегами. Считаю, что наличие персонального сайта у учителя – это показатель высокого уровня развития современного педагога. Но ведение сайта - это и ответственность. Материалы сайта должны быть интересны пользователям, востребованными. Их нужно постоянно обновлять, добавлять новые. Я пытаюсь вести такую работу на своем персональном сайте irinafedulowa.ru.
Обобщая сказанное, можно сказать, что сетевое взаимодействие, какую бы форму не выбрал педагог, позволяет расширить возможности для повышения профессиональной компетентности учителя и развития его творческих способностей.