пятница, 24 февраля 2012 г.

Информационная компетентность учителя и ИКТ в его педагогической деятельности

Автор: Рыбакова Лариса Юрьевна 
Контактный электронный адрес: kruykoval@mail.ru
Место работы: МОУ "Средняя школа п.Динамовский" 
Новобурасского района Саратовской области

Современный мир не стоит на месте, возникают все новые и новые технологии, и наше поколение тесно с ними связано. Для получения новых знаний необходима современная школа. А какая она? По-настоящему современная школа должна быть технически развитой, а современный учитель должен владеть навыками использования ИКТ в образовательном процессе.
Успех внедрения любой инновации в образовательный процесс зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов.
Информационная компетентность, как составная часть профессиональной компетентности учителя, включает такие слагаемые его профессиональной деятельности как владение навыками работы с информацией, ее поиска, организации, обработки, критической оценки.
Становление и развитие информационной компетентности учителя осуществляется через практическую педагогическую деятельность, которая включает
  • внутреннюю мотивацию, потребность и готовность к проведению и разработке уроков, внеурочных занятий с использованием ИКТ; 
  • получение теоретических знаний и практических навыков в этой области; 
  • участие в научно-практических конференциях,
  • проведение мастер-классов для своих коллег данной предметной области. 
Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, MicrosoftPowerPoint, , Adobe Photoshop и другие могут с успехом применяться учителями химии. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.
Отличительная особенность преподавания предмета химии - трудное восприятие учащимися теоретических основ химии, которое связано, с изучением процессов, скрытых от непосредственного наблюдения. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств.
Одно из направлений использования ИКТ в моей работе это сетевые образовательные сообщества, в настоящее время наиболее перспективное в плане повышения квалификации педагога. 
На мой взгляд, педагогов привлекает в сообществах то, что можно поделиться с кем-нибудь своими мыслями, идеями, рассказать о достигнутых результатах, научить чему-нибудь своих друзей, знакомых, коллег, попросить помощи в решении сложных вопросов.
Одним из важных факторов является и то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность практически ежедневно получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности.
Приведу примеры сетевых педагогических сообществ, в которых работаю: 
  • Всероссийский интернет-портал «Про школу» - одна из наиболее крупных интернет- площадок России, помогает педагогам общаться в сети с учениками, родителями, выпускниками, коллегами, объединяет учителей в клубы по интересам. 
  • «Интернет-государство учителей», http://www.intergu.ru. ИнтерГУру – это открытая система сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Основные виды деятельности«Интернет - государства учителей» предполагают знакомство участников с образовательными ресурсами, обсуждение проблем образования, обмен опытом работы, консультации со специалистами, тестирование по различным областям знаний и методическую помощь учителям. 
  • Педсовет.ру- профессиональное сообщество учителей России позволяет оперативно распространять инновационный опыт использования информационных и коммуникационных технологий 
  • Проект«Открытый класс», http://www.openclass.ru. Проект направлен на поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов; широкого распространения электронных образовательных ресурсов. 
  • Педагогический мир.Здесь Вы можете найти для себя полезный материал, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обмениваться опытом с коллегами. Педагоги, опубликовавшие свои методические разработки в издании, могут получить свидетельства о публикации своего материала, а также отправить свою разработку для изучения экспертной коллегией. 
Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель вовлекает детей в активную деятельность по участию в конкурсах, проектах, проводимых в сети, тем самым, расширяя их компетенции, мотивируя на успех и дальнейшую творческую работу.

Литература:
  • Бурмакина И.Ф. ИКТ–компетентность в мировой практике.– М.: НФПК, 2005. 
  • Формирование ИКТ–компетентности учащихсяи преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.