среда, 22 февраля 2012 г.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся на основе использования сервисов сети Интернет


Автор: ДегтяреваЕлена Александровна,
Контактный электронный адрес: lea_83@inbox.ru
Место работы: ГБОУ СО Верхотурская гимназия
На современном этапе образования с переходом настандарты второго поколения, проектная и исследовательская деятельность выходятна первое место.
"Проект" от лат. «projectus», что означает"выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся вглаза".
Проект как проблема "может обозначать подлиннуюситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи,отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться начто-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве"[1].
Проект — специально организованный учителем и самостоятельновыполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегосяпроблемы, завершающихся созданием продукта.
Исследование –буквально: "идти по следу", это процесс изучения объекта или явленияс определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Цель любого исследования – получение новогознания в результате самостоятельной работы мысли. В связи с этим задачапедагога – стимулировать детей к поиску, помочь им овладеть технологиейтворчества, познакомить с техникой эксперимента. Решению данной задачиспособствуют современные инновационные технологии.
Предлагаю рассмотреть применение сервисов сетиИнтернет.
Это могут быть записимыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, создание собственных статей,проектных работ, (Живой журнал, блог или ВикиВики), действия участников икоммуникации участников между собой, размещение ссылок на интернет-ресурсы и ихрейтингование (БобрДобр), размещение фотографий (Фликр, Фотки.ру), размещениекниг (Скрибд), географические сервисы(Земля Гугл, Викимапия) и сервисы на их основе (Панорамио – отображение фотографий Фликр на Картах Гугл, моделированиеобъектов в 3D (Скетчуп)), обмен сообщениями, проведение консультаций ( Скайп).
Средства для хранения закладок на web-страницы
Среди таких коллективныххранилищ наиболее популярными на сегодня являются БобрДобр, Делишес и Фликр.Здесь располагается огромная коллекция ссылок по различной тематике.
Зарегистрировавшийсяпользователь сервиса коллективного хранения закладок, путешествуя по сетиИнтернет, может оставлять в системе ссылки на заинтересовавшие еговеб-страницы. Англоязычный социальный сервис Делишес позволяет пользователямхранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-страницы. Название сервисапроисходит от англ. названия веб-сайта Del.icio.us. Любой пользователь сетиИнтернет может находить на сервисе Делишес ссылки на интересующие его темы,используя для поиска ключевые слова.
БобрДобр –http://www.bobrdobr.ru Социальный сервис БобрДобр - российский аналог сервисаДелишес. Позволяет пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок навеб-страницы. Название сервиса происходит от скороговорки «Бобр добр длябобрят». Средства для хранения закладок на web-страницы могут быть использованыследующим образом:
  • Источник учебныхматериалов.
  • Хранилище ссылокна учебные материалы. Учителя могут вместе вести поиск необходимых материалов.

Ютьюб(http://youtube.com YouTube) – социальный сервис, предназначенный для хранения,просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей. Сервис позволяет всем своим пользователямпубликовать видеофайлы, делиться своими метками (тегами) видеозаписей. Впроектной деятельности пользователи сервиса Ютьюб могут посматривать видеоклипы другихучастников сообщества, закачивать на сервер, помечать метками и обмениваться видео-клипами,находить, создавать и объединяться в группы по интересам, интегрировать видеоклипына свои веб-сайты.
Ютьюб можетиспользоваться для хранения школьных видеоархивов и творческих работ учеников, сделанных спомощью видео.
Живой журнал (блоги)
Сетевые сообщества набазе технологии блогов, наиболее знакомые русскоязычным пользователям попроекту Live Journal или Блоггер. Здесь возможности для проведения проектнойдеятельности огромны. Это может бытьплатформа для проведения проектной деятельности с инструкциями и этапамиработы, рефлексия, а может быть и результат - создание статьи, размещение своейработы.
Термин «Блог» — blog —происходит от английского слова, обозначающего действие — Web-logging илиблоггинг — вход во Всемирную Паутину или Web, в которой человек ведет своюколлекцию записей. Как правило, это личные записи, напоминающие дневник. Средадля организации сетевой исследовательской деятельности учащихся. Первымпримером сетевого исследования может служить создание портретов аудиторий наиболее крупныхблоговых сообществ – Livejournal, Liveinternet и Блоги@Mail.ru.
Термин «ВикиВики» — wikiwiki — происходит от гавайского слова, означающего«быстро-быстро». ВикиВики (wiki) — это коллекция взаимосвязанных между собойзаписей. Изначально создатель технологии Уорд Каннингэм называл приложениесредой для быстрого гипертекстового взаимодействия. Существуют энциклопедииколлективного авторства на базе технологии Вики-Вики. Прежде всего, это проектВикипедия (Wikipedia.org).
Сетевой вики-проект Летописи.ру («Времявернуться домой»)
Летопись российскихдеревень, поселков, железнодорожных станций
и малых городов — этопроект, в рамках которого в летописцев и летописателей могут поигратьпреподаватели и ученики. К участию в проекте приглашаются школьные учителя,студенты.
СоцОбразwww.socobraz.ru- площадка для создания коллективных статей. Здесь можносоздавать коллективные статьи, мастер-классы, проекты, проводить опросы и всена основе технологии Вики.
Карты Google
Карты Google Maps — этовеб-сервис, позволяющий с помощью обычного браузера искать и просматриватькарты земной поверхности. На сайте Литературные прогулки с Google (http://www.googlelittrips.com)собраны многочисленные примеры использования сервиса Планета Земля дляпредставления литературных произведений. В основе проекта — идея наложения накарты Google сюжетных маршрутов персонажей известных произведений ииллюстрирование наиболее значимых пунктов фотографиями, рисунками и описаниями.
Карта знаний (Mind Map), был предложен Т. Бьюзеном, который много сделал дляпродвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении.
Карты знаний —диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи,тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей идеей. Наиболеепопулярны Bubl, Mindomo и Mind42.
Scratch —это новая среда программирования, которая позволяет детям создавать собственныеанимированные интерактивные истории, игры и модели. Несомненно, поставленныезадачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающегопоколения и на помощь приходят веб2-технологии.
Комиксы http://www.toondoo.com/-одиниз вариантов продукта проектной деятельности. Учащиеся создают комиксы по выбранной теме, используя нарисованныхгероев.
Анкетер http://www.anketer.ru/- создание опросов любой конфигурации с одним илиболее вопросами. Три базовых типа вопросов с расширенной настройкой: одиночныйвыбор, множественный выбор и простой ввод. Результаты опроса в виде нагляднойтаблицы с процентными значениями, абсолютными величинами, графиком и общимколичеством ответов по каждому вопросу.
Фабрика кроссвордов http://puzzlecup.com/crossword-ru/ это возможностьсоставлять кроссворд самим или учащимся, набросав его мышкой и выбрававтоматически подобранные слова из словаря. Ссылку на составленный кроссвордможно выложить в блоге или вики. Скачивать и регистрироваться не нужно.

Список использованнойлитературы:
  • Патаракин Е.Д.Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин – 2-еизд.,испр. – М: Интуит.ру, 2007. – 64 с.
  • Этимологический словарь. - М.: "Планета", 1996.


[1] Этимологический словарь. - М.:"Планета", 1996.