среда, 22 февраля 2012 г.

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы


Автор: Меринова Валентина Николаевна,
Контактный электронный адрес: scalmaz@yandex.ru
Место работы: МОУ "ООШ им. Героя Советского Союза ПриваловаИ. М."
с. Алмазово Балашовского районаСаратовской области

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
Древняя мудрость

XXI век, вкотором живём мы и наши дети, – векинформационных технологий. Именно современные информационные технологии ивыполняют особую роль в управлениикачеством образования. Перед учителями современным обществом ставится задача развитияличностно значимых качеств школьников, ане только передачи имеющихся учеловечества знаний. Главной обновленной ролью учителя-предметника становится рольпроводника знаний, помогающего учащимся ориентироваться в безграничном мореинформации.
Ещё в началеXX века писатель-реалист М. Горький сказал: «Мы живем в эпоху, когда расстояние отсамых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается сневероятной быстротой». Слова классика звучат актуально и сейчас, когда развитие техники идётсемимильными шагами. Развиваются всёновые и новые технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержаниюучебного процесса. Знания же выступают не как цель, а как способ развитияличности. Богатейшие возможности дляэтого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ). В отличие отобычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытитьобучающегося большим количеством строго отобранных знаний, но и развиватьинтеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно приобретатьновые знания, работать с различными источниками информации. Внедрение новыхинформационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процессобучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальнойработы учащихся. Чтобы процесс обучения стал полноценным, необходимо каждому учителювладеть методикой подготовки и проведения уроков с использованием различныхэлектронных образовательных ресурсов, так как благодаря их использованию урок становится более ярким, увлекательным,насыщенным, более эффективным.
ИспользованиеЭОР на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы,деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциалличности. Работа со схемами, таблицами, презентациями позволяет экономить время, болееэстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков,различных занимательных заданий, тестов, ауди- и видеороликов урок делают интереснее.
Задачи, которые стоят перед учителем - словесником при примененииинформационных технологий, во многом отличаются от целей и задач другихучителей-предметников. Наша главная цель - это душа ребенка, это проблемынравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовкиученика как языковой личности. Задачи эти предполагают работу с текстом, схудожественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформироватьпрочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарныйзапас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детямзнание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задачявляются ИКТ.
Работа с использованием ИКТ может проходить по следующим направлениям:
использование готовых программных продуктов,
работа с программами MS Office (Word, Power Point),
работа с ресурсами Интернет.
Применение ИКТ на уроках позволяетиспользовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Материалмогут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатыйматериал содержится на дисках "Фраза", "Энциклопедия русской литературы","Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", «Русский язык. 1СРепетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы»).Благодаря использованию такого материала формируется информативная компетенцияучащихся. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующиедидактические задачи:
  1. усвоить базовые знания по предмету;
  2. систематизировать усвоенные знания;
  3. сформировать навыки самостоятельнойработы с учебным материалом;
  4. сформировать мотивацию к учению в целоми к русскому языку и литературе в частности;
  5. оказать учебно-методическую помощьучащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Практикаиспользования электронно-образовательных ресурсов на уроках показала, что к наиболее эффективным формампредставления материала по русскому языку и литературе следует отнести мультимедийныепрезентации, которые позволяют представить учебный материал как системуярких опорных образов. Подача учебного материала в виде мультимедийнойпрезентации сокращает время обучения, повышает качество обучения за счет новизны деятельности,позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, выдвинуть на переднийплан наиболее важные характеристики изучаемых объектов.
Использованиеинтерактивных тестов на уроках контроля знаний учащихся: уроки-зачеты, тестирование поразличным темам, словарно-орфографические диктанты и др.(как готовых пакетов программ-тренажеров(«Фраза», « Русский язык. 1С Репетитор»), так и собственных, составленных поочень широкому спектру изучаемого материала с учетом способностей данногокласса и особенностей программы), - помогает не только экономить время на уроке, но и даетвозможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Всё больше и больше внедряется Интернет в школьное образование. Увеличивается числоинформационных ресурсов по русскому языку и литературе, доступных дляиспользования в образовательном процессе. Интернет-ресурсы позволяют найти дополнительную учебнуюинформацию, отыскать принципиально новуюинформацию, сопоставить ее с известной, то есть создать проблемную ситуацию, сделать обзор (аналитический обзор, реферат)по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работаученика. Использование интернет-ресурсовповышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию кобучению.
ЗначениеИнтернета велико и для самообразования учителя и использования богатейшихресурсов Сети для подготовки к урокам. Учитель русского языка и литературыможет найти полезные обзорные материалы через справочные серверы рефератов(www.referat.ru) или поисковые системы. Некоторые из электронных учебниковможно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователейшкольной сети. Применение интернет-ресурсовпозволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний впользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационныхресурсов.
В заключении хочется сказать, что ЭОР можно использовать на всехэтапах урока и при любой организации учебного процесса. Применение ЭОР изменяет не только содержание учебногопроцесса, но и содержание деятельности учителя: учитель становитсяразработчиком новых технологий обучения.
Подводяитог, можно сделать вывод, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:
  • интенсификацию всех уровнейучебно-воспитательного процесса;
  • многоаспектное развитие школьника;
  • подготовку выпускников школы к жизни вусловиях информационного общества.

Использованныересурсы:
  1. http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692/
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7095042-5b28-a814-baa1-d8eef096ba4e/p1aa1.html
  3. http://www.openclass.ru/pages/184517