среда, 22 февраля 2012 г.

Интернет - ресурсы в преподавании русского языка и литературы


Автор: Алексеева Елена Викторовна
Контактный электронный адрес: alekseeva000@mail.ru
Место работы: МКОУ СОШ п. Прудовой
Екатериновского района Саратовской области

Идея использования Интернета в образовании не нова. Интернет можно рассматривать как «средство производства», в том числе и в учебном процессе. Он используется и как неиссякаемый источник информации, и как новая коммуникативная среда, в которой можно по-новому организовать учебную работу.
Интернет традиционно предлагается рассматривать в качестве

  • источника дополнительной информации;
  • новой площадки для размещения учебных материалов;
  • новой учебной среды для самостоятельной работы учащихся;
  • нового инструмента взаимодействия преподавателей и учеников;
  • новой коммуникативной среды (в широком смысле).

Веб 2.0 – это новый Интернет, который делают его пользователи, а не отдельные «посвященные». Данные сервисы отличает простота, доступность и надёжность, возможность создавать собственный контент как индивидуально, так и коллективно, использовать собранный материал офф-лайн и онн-лайн. Применение сервисов Web2.0 в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Сервисы Web2.0 являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Так блоги могут являться учебными. Лучшими, на мой взгляд, примерами учебных блогов или образовательных сайтов по русскому языку и литературе являются, например, «Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны» (http://www.saharina.ru/), «По уши в ГИА» образовательный блог в помощь учителю и ученику при подготовке к ГИА по русскому языку. (http://uchimcauchitca.blogspot.com/), «Персональный сайт Перовой Инессы Николаевны» (http://peressa2009.narod2.ru/). Данные сайты не только предоставляют разработки уроков и мероприятий по предмету, позволяют скачивать медиафайлы, необходимые для работы, но и дают возможность пройти он-лайн тестирование, подготовиться к экзамену самостоятельно или под руководством учителя. Страницы Вики уже давно активно используются в образовании, в частности для реализации учебной проектной деятельности, обучения и учеников, и учителей. Социальные медиахранилища позволяют накапливать огромный учебный материал, формируя его в соответствии с требованиями участников деятельности. Социальные сети позволяют построить свой виртуальный класс в удобном и привычном для учащихся-пользователей пространстве. Социальные видеосервисы youtube.com, vimeo.com, rutube.ru, vision.rambler.ru. используются для самостоятельной исследовательской, творческой деятельности учащихся, основанной на поиске и обмене видеоматериалами, а также размещении собственных видеоматериалов в процессе совместной деятельности удаленных участников учебной группы. Это источник учебных материалов, видео-лекций, учебных фильмов, место публикации и хранения творческих видео-работ учеников и комментирование и обсуждение видео.
Источником учебных материалов, публикация и хранения творческих работ учеников и учителей, обмена разработками к урокам - это slideshare.net, slideboom.com, Prezi.com,scribd.com, spresent.com.
books.google.ru, shelfari.com. Они позволяют работать с электронными текстами книг, создать"золотую полку" произведений любимых авторов, рецензию на книгу/произведение.
Интерактивные задания по русскому языку,
http://www.uchportal.ru/load/34-1-0-3065
http://www.rusedu.ru/detail_5533.htm
http://nayrok.ru/index.php?newsid=1864
http://filolingvia.com/publ/112-1-0-4775
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Литература

  1. Мальцева-Замковая Н., Моисеенко И., Рождественская Л. Возможности сетевых образовательных сообществ в обучении русскому языку. Русский язык за рубежом, 2008, 2, 57 – 64.
  2. Патаракин Е. Телекоммуникации в среде Лого: многообразие сообщений. Педагогическая информатика, 2, 1993, 16 – 20.
  3. Патаракин Е. Стайные сетевые взаимодействия, Educational Technology & Society, 8 (2), 2005, 278 – 288.