пятница, 24 февраля 2012 г.

Использование Интернет ресурсов для развития навыков и умений аудирования


Автор: Бодрова Инна Викторовна,
учитель английского языка
Контактный электронный адрес: inna.bodrova@mail.ru
Место работы: МБОУ «Гимназия №1»
г. Балаково Саратовской области


В экзаменационной работе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений проверяется иноязычная коммуникативная компетенция выпускников. Контрольно-измерительные задания экзаменационной работы нацелены на проверку речевых умений выпускников в четырёх видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении), а также на проверку некоторых языковых навыков.
В частности, в экзаменационной работе проверяются умение понимать на слух основное содержание прослушанного текста и умение понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию (раздел 1). Остановимся подробнее на первом разделе «Аудирование».
Как подготовиться к выполнению заданий этого раздела? Кроме выполнения тех упражнений, которые предлагают учебники и пособия, рекомендованные для подготовки к ГИА, нужно работать над улучшением понимания английской речи на слух в целом.
Чтобы улучшить навыки аудирования, нужна практика: нужно больше и чаще слушать английскую речь. Поэтому можно предложить 8 эффективных способов улучшения понимания английской речи на слух.

  1. Общение на английском языке
  2. Сайты, посвященные тренировке аудирования
  3. Радио на английском языке
  4. Подкасты
  5. Аудиокниги
  6. Фильмы
  7. Песни
  8. Аудио к учебникам

1. Общение на английском языке
1) Общаясь с преподавателем на английском языке обучающие, тренируют аудирование, ведь они говорят исходя из того, что услышали и поняли в его речи. У них есть прекрасная возможность переспросить, уточнить значения непонятных фраз.
2) Разговоры на английском с теми, кто тоже изучает язык, несомненно является полезным в плане аудирования.
3) С носителями языка можно общаться: поехав в англоязычную страну, или же в интернете.

2. Сайты, посвященные тренировке аудирования.
Далеко не у всех есть возможность разговаривать и слушать носителей языка каждый день, тут на помощь нам приходит Интернет.
В сети существует много сайтов, посвященных улучшению понимания английской речи на слух.
Например такие, как: 1. examenglish.com
2. gistguide.com
3. esl-lab.com
4. dailyesl.com
5. ezslang.com
6. trainyouraccent.com
7. www.elllo.org
8.englishclub.com.
9. 5minuteenglish.com
10. 365 ESLShortStories
Одни дают возможность слушать с опорой на текст.
Другие вместе с текстами предлагают выполнить задания, которые соответствуют формату ГИА http://www.esl-lab.com/

3. Радио на английском языке
Радио является одним из доступных способов услышать английский, регулярное прослушивание радиопередач и новостей несомненно улучшает восприятие английской речи на слух. Радио имеет ряд преимуществ: оно бесплатно, когда бы вы ни включили радио, можно услышать что-нибудь актуальное, новое, интересное. Его можно слушать в любое удобное время, в любом удобном месте, можно делать что-нибудь под его звучание (готовить, рисовать, вышивать и т.д.) Например:
1. BBC WorldService
2. VOA (Голос Америки)
3.adonline.id.au
4.cbc.ca

4. Подкасты
Подкаст - (от анг. iPod и broadcast)звуковой или видеофайл, который распространяется бесплатно через интернет для массового прослушивания или просмотра. Вы можете загрузить файлы или слушать онлайн. Подкасты постоянно обновляются.
Основные критерии выбора подкастов:1)четкая дикция и выразительная интонация; 2) приятный голос диктора; 3) естественный темп речи;4) интересная тематика.
Где найти подкасты на английском?
1. learnoutloud.com
2.podbean.com
3.BBC Learning English
4.eslpod.com.
5.PodcastsinEnglish.com

5. Аудиокниги
Бесплатныересурсы:
1. lit2go
2. newfiction.com
3.thoughtaudio.com
4.literalsystems.org
5.librivox.org.
6. learnoutloud.com
Длядетей:
1.kiddierecords.com
2.robertsmunsch.com.
3.stonesoup.com
4.karay.org.
Для детей можно предложить небольшие рассказы с субтитрами и задания к ним. Например на сайте http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/

6. Фильмы
Просмотр фильмов на английском языке - один из приятных способов изучения английского и тренировки восприятия речи на слух.
Фильмы позволяют расширить словарный запас.
Мы учимся понимать разговорный язык. Фильмы снимаются для носителей языка, а не для людей изучающих английский. Поэтому актеры говорят быстро, так, как носители языка говорят в реальной жизни.
Как облегчить этот процесс? А кому-нибудь приходила мысль: разбить весь видеофильм на эпизодические отрывки, причем неречевые части фильма выбросить "за борт", а к речевым отрывкам прикрепить тексты, собранные из субтитров, разложить все эпизоды по порядку, организовать непринужденный доступ к каждому диалогу, иметь возможность многочисленно прослушивать заданный отрывок как на английском так и на русском языке, распечатывать на принтере тексты диалогов? Нет, это вам не приходило в голову, так как в обычном dvd или медиаплэйере такого функционала не предусмотрено. Используя специализированную программу-плэйера с расширенными функционалом именно для обучения аудированию английского языка, вы сможете превратить трудоемкий процесс обучения в увлекательное занятие.
Методика работы с фильмом при обучении аудированию
Работа с кинофрагментом должна определяться той методической задачей, которая ставится перед ним, - служить средством развития навыков аудирования.
Работа с кинофрагментом состоит из следующих этапов:
1. Работа с незнакомыми словами.
Не следует работать с учащимися над теми незнакомыми словами и словосочетаниями, которые могут быть поняты ими из ситуативного контекста, и не влияют на понимание сюжетной линии кинофрагмента. С одной стороны это развивает у учащихся языковую догадку, а с другой – способствует преодолению боязни встречи с незнакомыми словами в понятном контексте. Работа над новыми словами должна проводиться на устной основе или на основе устного опережения, за 2-3 урока до демонстрации кинофрагмента, и она не должна занимать более 3-4 минут
2. Вступительная беседа.
До начала демонстрации учителю следует выяснить, правильно ли учащиеся понимают название кинофрагмента. Очень важно, чтобы учитель сообщил, что могут встретиться слова, которые неизвестны учащимся. Учитель должен посоветовать им постараться догадаться о значении незнакомых слов и понять высказывания.
3. Просмотр кинофрагмента.
С самого начала кинофрагмент надо показать в классе не менее 2-х раз. Если учитель видит, что многие учащиеся не поняли значительную часть кинофрагмента, следует показать фрагмент с выключенным звуком, с тем, чтобы учитель сам прокомментировал его, но обязательно на английском языке, а потом показать фрагмент ещё раз.
4. Проверка понимания кинофрагмента.
Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе, - это проверка понимания учащимися содержания фрагмента. Здесь можно порекомендовать следующие приёмы работы:
а) диалог учитель – ученик. Вопросы могут ставиться в таком порядке: общие, разделительные, альтернативные, специальные. Таким образом, сюжет фильма обозревается 3-4 раза;
б) определение учащимися соответствует ли то или иное утверждение учителя сюжету фильма;
в) пересказ учителем содержания кинофрагмента, в котором попадались бы фразы, не соответствующие сюжету фильма. Ученики, заметившие такие фразы, должны поднять руку, после чего учитель сам может дать правильный ответ.
Есть сайты с готовыми отрывками и заданиями к ним. Например, http://www.learnenglishfeelgood.com/eslvideo/

7. Песни
Еще с древних времен люди использовали песни для обучения языку, и по сей день этот метод остается эффективным. Почему? Оказывается музыка воздействует на правое полушарие, а речь - на левое. Поэтому сочетание музыки и рифмы способствует быстрому запоминанию.
Нужно помните, что в песнях часто используются разговорные формы, сокращения, которых не должно быть в речи образованного человека. Да, они поют wanna вместо wantto, на вас могут косо смотреть, если вы будете так говорить. А вот понимать песни и разговорный английский на слух вам всегда пригодится.
Где найти песни на английском?
1. amalgama-lab.com
2. karaokeparty.com
Песни на английском для детей:
1. British Council
2. agendaweb.com
3.raisingchildren.com
4.nancymusic.com
5.bussongs.com
Сайт, на котором можно найти разноуровневые задания для развития навыков аудирования, видеоуроки на английском языке, песни
http://www.teachya.com/listening/index.php

8. Аудио к учебникам
Преимущества аудио файлов к учебникам в том, что учитывается Ваш уровень. Если учебник соответствует Вашему уровню английского, то озвученный материал будет самый подходящий: не слишком трудным, но и не легким, будет содержать новую для вас лексику в приемлемом объеме.
Аудио запись обычно на ту же лексическую или грамматическую тему, которой посвящен конкретный Unit из учебника. Исследования показали, что если слушать, читать материалы на одну тематику, то усвоение грамматического материала и слов происходит быстрее и глубже.
В настоящее время возможностей для улучшения навыков аудирования много, главное найти время на уроке, чтобы регулярно слушать английскую речь.

Ресурсы:

  1. http://hearlang.ru/index.php
  2. http://www.coolreferat.com/
  3. http://www.voanews.com/learningenglish/home/words-stories/Words-and-Their-Stories-Food-Expressions-Part-Three-116811763.html#comments
  4. http://www.esl-lab.com/
  5. http://www.youtube.com/watch?v=TJIi8mc0grI&feature=player_embedded
  6. http://www.youtube.com/watch?v=lY3v0Vy2-Cw&feature=player_embedded
  7. http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/short-stories/record-breakers
  8. http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/short-stories/my-secret-team
  9. http://www.learnenglishfeelgood.com/eslvideo/esl_movieclip8.html#
  10. http://www.learnenglishfeelgood.com/eslvideo/esl_movieclip13.html