пятница, 24 февраля 2012 г.

Формирование ключевых компетентностей учащихся и профессиональных компетентностей учителей в информационно-образовательном пространстве школы

Автор: Шиблева Юлия Петровна
Контактный электронный адрес: Ylia181171@mail.ru
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Головановский»
Балаковского района Саратовской области
«Все устаревает на глазах» 
 А.Н.и Б.Н. Стругацкие.

Ядром современного образования стала президентская образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой ключевым направлением развития образования становится поддержка и педагогическое сопровождение детей в течение всего периода становления личности. Для нас в основе «Нашей новой школы» лежат: 
  • идея непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление; 
  • компетентностный подход.
Целью нашей деятельности является конкурентоспособный выпускник, обладающий набором базовых качеств личности, и ключевых компетентностей который
•принимает новое и порождает новое, т.е. инициативен, креативен, обладает лидерскими качествами и способностью к созиданию; 
•желает учиться на протяжении всей жизни;
•умеет критично и самостоятельно мыслить (владеет универсальными способами действия, умеет ответственно сделать самостоятельный выбор);
•умеет ориентироваться в мире духовных ценностей;
•желает заботиться о себе, об обществе, о стране, о природе.
Он обладает набором ключевых компетентностей:
•учебно-познавательной
•коммуникативной
•информационной
•социальной
•компетентностью решения проблем
В соответствии с этой целью мы выстраиваем новую модель информационно-образовательной среды, соответствующую современным требованиям и ориентированной на максимальное развитие способностей и образовательных потребностей школьников, основанную на средствах ИКТ, использующую концепцию образовательной системы (технологической платформы) «Образование + Веб.2.0». Данная модель обеспечивает получение образования, адекватного обществу, которое выросло из понятия «постиндустриальное» и переходит в понятие «информационное».
Главный ресурс – кадровый. Необходимо преобразовать педагогическую практику и успех преобразования будет зависеть от того, насколько педагоги принимают и присваивают новые идеи, умеют прогнозировать и проектировать будущее, т.е. успех за опережающим мышлением. Для того чтобы сформировать у учащихся перечисленные выше качества личности и ключевые компетентности, учитель должен обладать достаточным уровнем сформированности профессиональных компетентностей. 
Для работы в новой информационно-образовательной среде школы на основе средств ИКТ учитель должен овладеть следующими умениями:
– умение находить нужную информацию;
– знание основ авторского права;
– умение ориентироваться в цифровых образовательных ресурсах (ЦОР);
– умение создавать собственные ЦОР;
– умение ориентироваться в Интернет-сообществах. 
Современный учитель обязан постоянно и непрерывно повышать свою квалификацию, в том числе пользуясь социальными сервисами Интернет. Педагогические Интернет-сообщества несут в себе огромный потенциал для каждодневного повышения квалификации.
Особенностью информационно-образовательной среды, способствующей самореализации личности учащегося, является организация широкого спектра дополнительных образовательных услуг. Педагогическим компонентом информационно-образовательной среды является внедрение в процесс обучения учащихся технологий, направленных на активизацию творческой и исследовательской деятельности учащихся, овладение ими приемами научного мышления, освоение процесса оформления и презентации результатов исследования.
Хорошо известно, что основным методом при формировании ключевых компетентностей во внеурочной деятельности в комплексе является метод проектов, поэтому центральное место в деятельности педагога занимает организация проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников. 
С появлением технологической платформы Веб.2.0 появилась возможность сетевого проектирования, которое создает условия для «наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личностной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора». 
Одна из технологий, которые мы применяем, создавая образовательную среду на социальных сервисах сети Интернет, это технология Вики Вики, та же, что и в Википедии, когда совместно создается продукт небольшими частями, самими посетителями сайта и каждый выбирает то, что интересно ему. Учащиеся школы присоединились к проекту с международным участием «Время вернуться домой» – www.letopisi.ru. Цель проекта – создание цифровой летописи России, в которой были бы отмечены и описаны люди, события, здания, животные и растения российских и зарубежных деревень, поселков, малых и больших городов так, как они видятся сегодняшним школьникам и учителям. Участники проекта осваивают не только новые сетевые сервисы Веб 2.0, но и навыки экологического мышления, совместной деятельности, критического мышления и толерантности (формируются ключевые компетентности в комплексе). Там же планируем поучаствовать в проекте «Мы помним Проект-2011-2012» http://www.letopisi.ru/index.php/Мы_помним_Проект-2011-2012
Ученики нашей школы уже несколько лет принимают активное участие в проектах на СарВики. А учителя создают свои сетевые проекты. 
В современном информационно-образовательном пространстве появляется новое понятие – сетевой педагог. В этом направлении мы делаем первые шаги. Сетевой педагог:
•Понимает, как научить средствами сетевых технологий
•Умеет общаться в демократичной интернет-среде
•Готов к профессиональной педагогической деятельности в сети
В нашей школе многие учителя, занимаютсяся дистанционным образованием, создают персональные блоги, сайты, осуществляют рефлексивную деятельность на электронных сайтах-портфолио, блогах-портфолио. 
Работа этих педагогов в образовательной системе, построенной на принципах Образования 2.0, состоит в организации разнообразной деятельности обучающихся в образовательной среде Интернет во внеурочной деятельности. Кроме того, эти учителя являются участниками (не скажу еще, что очень активными) различных сетевых образовательных сообществ «Открытый класс», «Педсовет», «Сеть творческих учителей» «Сentersot» и др. Сетевое взаимодействие учителя – это средство повышения его профессиональной компетентности. 
Зачем нужны учителю социальные сети Интернета? Зачем эти блоги, вики, распространения фото и видео, сотни социальных сервисов?
Ответом будет выдержка из статьи Стива Харгадона «Web 2.0 – это будущее образования», в которой он призывает:
«Помогите создать новые правила игры. Вы можете подумать, что вам нечему учить новое поколение студентов (учащихся), которые гораздо более подкованы технически, но это не так – вы им реально нужны. Просто столетиями мы учили студентов (учащихся) находить информацию, а теперь надо учить ее сортировать. Мы потратили последние лет десять на то, чтобы научить защищаться от несоответствующего контента, теперь надо учить создавать соответствующий контент. Так что может быть они и «цифровые от природы», но их знания поверхностны, и они отчаянно нуждаются в обучении реальным интеллектуальным навыкам. Больше, чем любое другое поколение, они живут жизнью, отделенной от мира взрослых, говорят и пишут по сотовым телефонам, соединяются онлайн. Мы можем бояться войти в этот мир, но нам надо это сделать, потому что они барахтаются там одни в неотмеченных на карте водах, не получая преимуществ взрослого руководства. Так что нам придется сменить концепцию обучения и лучше раньше, чем позже»
В наше время те технологии, которые вчера еще считались современными и новыми, на сегодняшний день уже устаревают. Поэтому для нас главное – это мобильность педагога, умение шагать в ногу со временем. Будущее образование за мобильным педагогом.
Секрет успеха в достижении высоких результатов – в соединении творчества учителя и учащихся, в их сотрудничестве.

Используемая литература:
1.Умения, необходимые учителю для работы в образовательной среде, основанной на средствах ИКТ./ Сурхаев М.А. – журнал «Стандарты и мониторинг в образовании» №6 (ноябрь – декабрь), 2008 г.
2.Успех – за опережающим мышлением!/ Гайнанова О.В.- Бюллетень Всероссийского педагогического собрания
3.Материалы сайта «Intel Education Galaxy»
4.Сайт президентская образовательная инициатива «Наша новая школа» http://nasha-novaya-shkola.ru/
5.www.openclass.ru
6.www.computerra.ru/readitorial/393364/
7.letopisi.ru
8.ru.wikipedia.org/wiki/Веб2.0
9.http:/www.oo-liceum-533.ru/document/Zabashta.htm – К вопросу о компетентности современного учителя.