Автор: Илясов Алексей Петрович,
Контактный электронный адрес: api1966@mail.ru
Место работы: МОУ ООШ имени ГерояСоветского Союза Привалова И.М.
с.Алмазово Балашовского района Саратовскойобласти
В настоящее время невозможно представить процесс обучения безиспользования различных Интернет-ресурсов. Действительно, одним из важнейшихусловий результативности и эффективности деятельности педагога на современномэтапе является высокий уровень информатизации. Информационная культура учителя- это система устойчивых навыковэффективного применения информационных технологий и мотивации на их применениев профессиональной деятельности. Процесс обучения на любой его стадии связан сполучением информации. Информационно-коммуникативные технологии помогают намоблегчить поиск необходимой информации.
Сейчас я хочу более подробно остановиться на использованииресурсной базы Интернет в учебно-методической и внеурочной работе учителя (вчастности моей), т.е. что может повысить эффективность образовательногопроцесса.
Дистанционное обучение.В Сети существуетбольшое количество образовательных порталов, специализирующихся на проведениидистанционных курсов. Учиться могут и учителя, и учащиеся. В декабре 2009 года я успешно прошел курсы«АйТи» по применению пакета свободногопрограммного обеспечения. Буквально пару месяцев назад, в ноябре 2011 года мнедовелось пройти курсы повышения квалификации учителей информатики"Подготовка и переподготовка профильных специалистов в сфереинформационных технологий", на которых основной вид деятельностиосуществлялся дистанционно на учебном портале Саратовского государственногоуниверситета им.Н.Г.Чернышевского
( http://school.sgu.ru/ ). Конечно, дистанционные курсы имеют определенныенедостатки, но у них есть один очень важный «плюс»: можно учиться, не колесясотни километров до места учебы (да к тому же без отрыва от работы). И еще, какбы мы порой скептически не относились к курсам, пройдя их, начинаем вносить всвои занятия те или иные элементы новизны. На мой взгляд, в связи бурнымразвитием информационных технологий в недалеком будущем роль дистанционного обучения будет возрастать. Этоособенно касается сельской глубинки (а значит и меня лично).
Поиск материалов для учебной, методической, воспитательной работы. Сейчас кажется смешным, что когда-то мы для поиска «нечтавкусненького к уроку» часами просиживали в библиотеках и читальных залах, отруки переписывая интересные находки. А сейчас уважающий свое время педагогв профессиональной деятельностииспользует Интернет-ресурсы. А их на данный момент очень и очень много. Внастоящее время труднее не найти требуемую работу. Главное – не лениться. Небуду перечислять учебные порталы, на которых в полном объеме отражены учебные(и не только) материалы по разным предметам, чтобы не обидеть тех, кого неназвал. Тем более, многими учителями созданы их собственные сайты с множеством программныхпродуктов. Хочется лишь напомнить о соблюдении авторских прав.
Обмен педагогическим опытом. На данный момент учитель, воспитатель и любой другой школьныйработник может не только легко найти конспект урока, разработку классного часаи т.д., а также поделиться собственными разработками со своими коллегами. Здесь особенно хочется сказать о роли сетевыхпедагогических сообществ. В последние года 2-3 их роль в повышенииэффективности образовательного процесса резко возросла. Сообщества создаются нетолько для того, чтобы делиться друг с другом конспектами, рефератами,презентациями, но и, прежде всего, дляобщения, пусть и виртуального, для совместной профессиональной деятельности наоснове общих интересов, для проведения мастер-классов, профессиональныхконкурсов: одним словом, для постоянного оттачивания своего педагогическогомастерства и пополнения запаса знаний. Существует множество Интернет-ресурсов,на которых можно найти единомышленников. Для меня наиболее близкими в последнеевремя стали площадки социальной сети Centersot
( http://www.centersot.org/) и «Открытый класс» ( http://www.openclass.ru/). Здесь можнопочерпнуть много интересного и полезного для себя, а тем самым и повыситьэффективность образовательного процесса.
Работа на уроке. При проведении учебных занятий (и не только информатики) компьютер –незаменимый помощник учителя. Компьютер является мощным средством повышенияэффективности обучения на уроке, позволяет качественно изменить ееорганизацию и стимулировать мотивацию кучению. Сейчас без презентаций, видеороликов, фрагментов анимации труднопредставить современный урок. Для меня удобным способом проверки усвоенияматериала стало компьютерное тестирование. Оболочка тестирующей программы особой роли не играет, лишьбы можно было использовать рисунки, графики, формулы. Я для себя нашел удобнуюи достаточно несложную, на мой взгляд, программу Башлакова А.С. MyTestX. В этой программе есть несколькорежимов: обучения, тренировки, тестирования, можно настраивать ряд другихфункций, присутствует к тому жеэлектронный журнал тестирования, в котором отражена вся информация опрохождении теста, начиная от даты и времени и заканчивая отметкой. С еепомощью я провожу многие «срезы» знаний, особенно по тем темам, которые нетребуют математического решения заданий.
Внеурочная работа с учащимися в связи с расширяющимися сетевыми ресурсами Интернет увеличивает возможности учителя и егоподопечных проявить свои интеллектуальные способности в различных областях. Ячасто в индивидуальной работе с учащимися по предмету, особенно при подготовкек ГИА (еще остаются смельчаки, выбирающие физику), применяю наряду со сборниками заданий для подготовки On-line-тестирование. Причем в последнеевремя считаю его приоритетным. Что это дает? Наглядность, зрительное восприятиезаданий, знание результата и допущенных ошибок сразу же после выполнения теста.Следовательно, можно по горячим следам провести «разбор полетов». К тому же,если ученик не столь прилежный и он не всегда желает работать с бумажнымвариантом, то он, проходя тестирование, хочет того или нет, на подсознанииоставляет в своей памяти верные решения (хотя бы некоторые). Хороший материалпо многим предметам есть на сайте http://www.gia9.ru/index.php . Для учителей физики, подготавливающим своихподопечных к сдаче ГИА и ЕГЭ, будет полезен сайт Шептикина А.С., гдепредставлен тестовый материал почти по всем разделам физики
Внеурочная работа учителя сразличными Интернет-ресурсами может бытьразнообразной. В нашей небольшой сельской школе мы активно используемвиртуальное пространство для участия в различных Интернет- проектах: конкурсах,олимпиадах, конференциях и частенько что-то завоевываем. Из последнего: в январе 2012 года стало известно, что учитель нашей школы победил намуниципальном конкурсе по литературе на http://konkyrcy.ucoz.ru (сайт конкурсов ММЦ ИТ Балашовского района-руководитель Пичугин В.В.), а учащийся 7 класса занял 3 место на IV межмуниципальнойИнтернет-олимпиаде по технологиина сайте Сарвики http://wiki.saripkro.ru (организатор и руководитель проекта РахманкуловР.Р.).
В заключении, говоря обИнтернет-ресурсах, помогающих в работе учителя и повышающих эффективность образовательногопроцесса, следует отметить, что их, очень много, и роль самого Интернет впрофессиональной деятельности педагогаочень велика.
Но при этом стоит помнить, что безтворческого учителя никакая техника не может решить задачи, стоящие передобразованием.
Творите, коллеги! Творите!