пятница, 24 февраля 2012 г.

Использование Интернет – сервисов в сетевом проектировании и для повышения ИКТ-компетентности обучающихся

Автор: Кривошапова Ирина Геннадиевна
Контактный электронный адрес: 41irina@rambler.ru
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»
Ленинского района г.Саратова

1.Введение.


В современном образовательном процессе очень важную роль играет компьютерная грамотность обучающихся.  ИКТ – компетентность является важнейшим метапредметным   результатом обучения.  Согласно ФГОС нового поколения  метапредметные результаты  освоения основной  образовательной программы , среди прочего , должны отражать готовность и способность к информационной деятельности: поиску и сбору информации, умению систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию; умению хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; умению  включать внешкольную информацию в процесс общего базового образования. Основным источником информации для современных школьников служит Интернет. Обучающиеся, как правило, обладают навыком поиска информации, её сохранения,  форматирования, создания презентаций в сервисе Microsoft Office Power Point.  В данной работе  будут показаны возможности  нескольких сервисов Интернета  для применения их на уроках географии и во внеурочной деятельности, например, в сетевом проектировании.


2.   Применение Интернет сервисов в обучении географии.

В пространстве Интернета есть множество образовательных площадок и сервисов.  Многие из них позволяют расширить возможности  обучающихся, мотивировать их к изучению географии, повысить ИКТ –компетентность и разнообразить учебный процесс.

2.1.Создание презентаций в Prezi.com.

Prezi.com — это сервис, с помощью которого можно создать интерактивную презентацию онлайн (http://prezi.com/)Возможности Prezi позволяют создавать презентации нового вида с нелинейной структурой, всю презентацию можно свернуть в одну картинку. И напротив, каждый элемент презентации может быть развёрнут и рассмотрен более детально. Prezi.com — это социальный сервис, а значит, создаваться презентации могут коллективно, и это качество можно использовать при работе над совместными проектами. Готовая презентация может быть успешно загружена на диск, ее дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения. Как и любой социальный сервис Prezi.com требует регистрации на нем участников. Зарегистрированный пользователь получает 100 Мбайт сетевого пространства для реализации своих идей.
Все основные команды для создания, редактирования и настройки презентации расположены в меню, представленном в виде пузырьков. На каждом кружочке указана команда или действие, которые при этом будут выполняться.  Создание презентации не вызывает затруднений. В презентацию можно загружать изображения и файлы мультимедиа, вставлять ссылки, объединять несколько объектов презентации в фреймы (при просмотре они будут показаны как один кадр). Объекты презентации могут располагаться в рабочей области в любом порядке, иметь различные размеры и ориентировку.
Сервис Prezi.com даёт возможность совместной работы над презентацией и совместное её редактирование. Работа над презентацией  позволяет глубже изучить предложенную тему, получить коммуникативные навыки работы в Интернете, проявить творчество и  создать креативный Интернет – продукт.
2.2.Создание ментальных карт в сервисе Mindomo.com.

Mindomo.com – сервис  Интернета для создания  онлайновых карт памяти  (http://www.mindomo.com/ ). Любую информацию, с которой работает ученик , можно представить в виде яркой схемы на экране компьютера.  Эту схему можно изменять, устанавливать связи между элементами, добавлять ссылки на Интернет –ресурсы, звук, видео, изображения, а также заметки. Можно прикрепить к схеме нужные файлы. С помощью Mindomo  можно полностью разработать выполнение какого-либо проекта, включая различные пути, их плюсы и минусы, шаги, которые необходимо предпринять, затрачиваемые время, ресурсы и приоритетность. Создание ментальных карт позволяет ученику «свернуть»  учебную информацию в виде схемы, систематизировать её, логически выверить,  творчески представить. Появляется интерес к поиску информации  и её обработке. Работу с Mindomo  можно проводить и как создание  образа какого- либо географического объекта и  в проблемном обучении, как  доказательство какой-либо точки зрения на заданную проблему или тему. Работа с инструментами Mindomo  проста и доступна для любого обучающегося. Возможно  также  совместное производство  ментальных карт,  что способствует повышению коммуникативной компетентности.


2.3.Создание кластеров в сервисе Babble.us.


«Волшебные пузырьки» - Bubbl.us – это бесплатный сервис для визуализации информации, работающий в режиме web (https://bubbl.us/).  Социальный сервис bubbl.us при условии наличия Интернет позволит достаточно быстро построить графическую схему, не ограничивая пользователя в рабочем пространстве. Созданную схему – кластер  можно сохранить в формате jpg ,png или html, распечатать или использовать в дальнейшей работе как рисунок, разместить на своем сайте или блоге. Этот социальный сервис позволяет совместно редактировать графическую схему, что открывает новые возможности для организации коллективной деятельности в сети.
Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. (Википедия) Однородные элементы выкрашивают одним цветом или близкими оттенками. Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы.  Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями. Кластер – это  отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современных детей с "клиповым сознанием") В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации. Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой - свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером.
2.4.Создание  тематических карт в сервисе Google.


Карты Гугл (англ. Google Maps) – это бесплатный картографический сервис, работающий в режиме web (http://maps.google.ru/)  . C помощью сервиса карты Гугл можно не только осуществлять поиск и просмотр различной информации, но и дополнять её содержание, создавая новые карты. Также существует возможность работать над картой совместно, осуществляя проектную деятельность, что указывает на социальный характер ресурса. Готовая карта может быть распечатана, размещена на личном  блоге за счет URL ссылки или HTML кода. Зарегистрированным в Гугле пользователям при сохранении карты в разделе «мои карты», предоставляется возможность её редактирования в любой момент. Перед созданием интерактивной карты в данном сервисе, обучающийся подбирает необходимую ему информацию для карты, видео и аудио – файлы, изображения,  подбирает нужный текст, что способствует  глубокому изучению темы. Ученик самостоятельно выставляет на карту метки, дополняя их сносками, ссылками, текстами, изображениями или видеофрагментами. На карте возможно проложить маршрут. Результат такой работы – интересная, богатая различной информацией карта, которую можно использовать во время урока. Работой с картами Гугл достигается глубокое изучение обучающимися заданной темы, развитие ИКТ–компетентности, проявление творчества, повышение мотивации к изучению географии.
3.Применение Интернет – сервисов в сетевом проектировании.

Все перечисленные выше сервисы можно использовать в организации дистанционного обучения, а так же в сетевом проектировании. В 2011 году команда нашей школы «Саратовец», состоящая из учеников 11 класса и учителя географии, принимала участие в сетевом проекте  «Две судьбы – два земных полюса» ( http://www.openclass.ru/node/200489). Проект проходил на площадке сетевого сообщества «Открытый класс» и был посвящён 150-летию со дня рождения Ф. Нансена и  100-летию покорения Южного полюса Земли. Какие  направления развивал проект?  Проект «Две судьбы - два земных полюса» способствовал расширению области применения новейших информационных и педагогических технологий:     активизации деятельности учителей, организующих проектную, исследовательскую работу со школьниками с применением социальных сервисов, с акцентом на сервисы информационной визуализации;   интенсификации процессов распространения практик использования социальных сервисов во внеклассной работе учителя.
4.Заключение.


В современном информационном пространстве Интернета есть множество Веб-сервисов,  возможности,  которых  с большим успехом можно использовать  в обучении географии, в дистанционном обучении, в сетевом проектировании. Они доступны и просты в применении, позволяют создавать креативные  Интернет – продукты, что способствует развитию творческих способностей обучающихся. Работа с этими сервисами интересна и увлекательна, она повышает мотивацию к изучению той или иной темы, развивает коммуникативные способности обучающихся, повышает их ИКТ –компетентность. Считаю, что при наличии Интернета в классе, использование Веб-сервисов разнообразит учебный процесс, а за сетевым проектированием будущее!

5.Список используемой литературы.

3. «Сервис Prezi.com. Руководство пользователя» (автор И.И.Кацай)