Автор: Морозова Светлана Владимировна,
учитель английского языка
Контактный электронный адрес: svetlanabalakovo@mail.ru
Место работы: МАОУ «Гимназия №2» г. Балаково Саратовской обл.
«В каждоместь солнце, только дайте ему светить». Сократ
Одарённый ребёнок. Какой он? Ещё в 5 векедо нашей эры Конфуций размышлял об одарённых детях и предлагал отбирать иразвивать их интенсивно. Их обучали при дворе правителя, развивая в нихтворческую фантазию, способность к написанию стихов и романов, у них былабезошибочная память и чрезвычайно логичное мышление.
В современном российскомобществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих,активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулироватьновые, перспективные цели. Интеллектуальный потенциал общества во многомопределяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Установка намассовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и толькосовременная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержкеодарённых детей, ведь талантливая молодёжь – это будущая профессиональнаяэлита.
В этих условиях поддержка,развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной изприоритетных задач системы образования в целом. В условиях, происходящих внашей стране социально-экономических изменений потребность общества вформировании творческой личности, способной сыграть активную роль всоциально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогдапрежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творческиодаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, впрезидентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети»(1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизацииобразования до 2010 года», президентской инициативе «Наша новая школа» 2009г.Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится вкачестве одной из приоритетных задач.
Прежде, чем начать изложение своего опыта работы содарёнными детьми гимназии, определимся с понятиями «одаренность» и «одаренныйребенок». Согласно «Рабочей концепции одаренности», разработанной в1998 г. в рамках федеральной целевой программы «одаренные дети»Минобразования РФ:
«Одаренность - это системное, развивающее втечение жизни качество психики, которое определяет возможность достижениячеловеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном илинескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренныйребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногдавыдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для такихдостижений) в том или ином виде деятельности». Условно можновыделить следующие категории одарённых детей:
- учащиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- учащиеся с признаками специальной умственной одарённости в определённойобласти наук и конкретными академическими способностями;
- учащиеся дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- учащиеся дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, нообладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления ипсихологического склада.
Процессвыявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новуюзадачу совершенствования системы образования, так как обучение одарённых детейсегодня – это модель обучения всех детей завтра. Саратовская область неосталась в стороне от преобразований и инноваций в образовании, касательно работы в данном направлении. ПостановлениемПравительства Саратовской области от 29.11.2010 г. № 595-П наосновании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовскойобласти "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительствообласти утвердило долгосрочную областную целевую программу "Одаренные дети Саратовской области" на 2011 - 2013 годы.« Цель Программы - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренныхдетей».
Основнойзадачей педагога в работе с данной категорией ребят, на наш взгляд, являетсясоздание условий для формирования мотива самореализации ребенка как креативной,гармоничной, коммуникабельной личности, обладающей компетентностным владением той или иной предметной областью. В свететребований ФГОС нового поколения в современной дидактике всё более утверждаетсядеятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, чтобысделать ребёнка активным соучастником учебного процесса и не только вооружитьего знаниями, но, главным образом, научить его учиться и применять полученныезнания на практике. Можно знать предмет.но не владеть им. Знания без практики ничто. Хочется процитировать «Теориямертва без практики живой…». Умение владеть знаниями, применять их на практике,интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагогав работе с учениками. Знаю→могу применить→владею способами применения (знаю какприменить)→имею своё отношение –вот логическая цепочка овдладения учебнымпредметом. Выстраивая системуработы с одаренными детьми, я опираюсь именно на эти принципы.
Приоритетная функцияучителя иностранного языка - это раскрытие и развитие одаренности каждогоребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Изсвоего опыта работы могу сказать, что одаренность моих учащихся – это высокийуровень увлеченности, интереса к обучению и изучению предмета «Английскийязык», развития способностей, позволяющих учащемуся достичь определённогоуровня успешности.
Для успешногоразвития иноязычной одаренностиучащихся в своей педагогической деятельности применяю универсальные технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- информационно – коммуникационныетехнологии;
- технологию исследовательскойдеятельности;
- проблемное обучение.
Основныенаправления в работе с одарённымидетьми гимназии:
- научно-исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- спецкурсы, курсы по выбору, элективные курсы;
- подготовка учащихся колимпиадам различного уровня;
- работапо индивидуальным учебным планам (эксклюзивное обучение).
Формы работыс одарёнными детьми разнообразны и многогранны. Это групповые занятия содарёнными учащимися, индивидуальные занятия иконсультации, факультативы, занятия в профильных классах,конкурсы, участие в олимпиадах разного уровня, интеллектуальные марафоны, публичныевыступления, организация проектной деятельности, участие вовсероссийских интеллектуальных игровых конкурсах.
В данной статье остановимся на предъявлениинашего опыта использования информационных технологий в работе с одарённымидетьми. Нами проводится работа по следующим направлениям:
1. Дистанционныетехнологии:
- Электроннаяпочта
- СредстваOn-line-коммуникации Skype
- СредстваOn-line-коммуникации Google
- ISQ
- Сервисысети Интернет (wiki, документы совместного доступа Google ит.п.)
- Школьный сайт
- Совместнаяработа учителя и учащегося в педагогических и образовательных Интернет-сообществах
- Информационная система"Мониторинг образовательных достижений"(электронныедневники, электронный журнал).
2. Всероссийскиедистанционные олимпиады. В вышеупомянутом Постановлении Правительства Саратовскойобласти от 29.11.2010 г. № 595-П отмечено,что «результаты участия школьников в заключительном этапе всероссийскойолимпиады школьников по гуманитарным предметам ниже, чем по предметамфизико-математического цикла». Нами проводится планомерная работа в данномнаправлении с применением информационных образовательных технологий. Вновом 2011-2012 уч.году мы приняли участие во Всероссийскойдистанционной олимпиаде по Английскому языку для 5-11 классов.В параллели 5-х классов 4 учащихся приняли участие в данном мероприятии, в 7-хклассах-3 человека. В настоящее время ждём итоговых результатов выполненияработ. В2011-2012 уч.году планируется участие в Олимпиадах Олимпус,организованных Институтом РазвитияШкольного Образования (ИРШО). Данные олимпиады составляют ценное дополнение приосвоении образовательных программ, вносят разнообразие в программузанятий, а также являются внешним источником оценки уровня знаний одарённых учеников.
Учащиеся принимают активное участие вэвристических олимпиадах Центра дистанционного образования «Эйдос».
Центром «СНЕЙЛ»проводится множество различных дистанционных конкурсов, олимпиад и предметныхнедель по всем предметам школьного курса для всех возрастов с 1 по 11 класс.Здесь учащиеся могут раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробоватьчто-то новое, представить миру свои таланты и получить признание. В основележат Дистанционные конкурсы, Предметные олимпиады, Предметные недели,Турниры.
Проект"Мир конкурсов" является одним из лидеров в сфереорганизации и проведения дистанционных интеллектуальных и творческих состязанийна территории России и стран ближнего зарубежья. Ежегодно в дистанционныхмероприятиях принимает участие более
40 000 школьников. В 2011 году наше вниманиепривлекла IX Международная дистанционнаяолимпиада «Эрудит» по английскому языку.
3. Дистанционныенаучно-исследовательские и научно-практические конференции различного уровня. В прошлом учебном году мыс ученицей 6 класса Закорюкиной Елизаветой приняли участие в межрегиональнойдистанционной конференции - конкурсе учащихся 1 – 7-х классов "Первыешаги в науку".Конференция-конкурс проводилась в 3этапа: I этап – школьный. II этап - заочный. III этап – очный. Участники,набравшие высокие баллы, представляли доклад (видеозапись) своего выступления снаучно-исследовательской работой. Работу мы размещали на сервисе YouTubeс последующим размещением на сайте конференции. В секции «Языкознание» мыполучили диплом победителя межрегиональной дистанционной конференции-конкурсаучреждённого Ресурсным центром ассоциированных школ ЮНЕСКО региона Юг-Кавказ и Центром современных образовательныхтехнологий. Материалы проекта (новости,форумы, презентации, работы учащихся, обсуждения) представлены на сайте http://www.centersot.org/groups/viewgroup/76-q----2q.html.
4. Дистанционныеконкурсы различного уровня. В 2011 году семейная командаЗакорюкиных (детей и родителей) под нашим руководством принимала активноеучастие в семейном конкурсе"Оченьдружно мы живем",организованном и проведённом Центром современных образовательных технологий, Учебно-методическим центром и ММЦ ИТ Балаковскогомуниципального района для лиц, использующих информационную систему "Мониторингобразовательных достижений". Командасемьи Закорюкиных успешно справилась с конкурсной программой в дистанционномрежиме и была награждена сертификатом.
5. Дистанционныепроекты. В 2010 году мы разработали сетевой образовательныйпроект для учащихся 9-11 классов «Google против Мюллера», который стал победителем вмуниципальном конкурсе «Ярмаркаметодических идей для сетевых образовательных проектов» (диплом I степени).
6. «Молодёжные предметные чемпионаты»,проводимые «Центром развитияодаренности» г. Перми. Уже не первый год нашиучащиеся принимают участие в данном мероприятии. По итогам прошлогоднегомолодёжного чемпионата по английскому языку мы имеем одного регионального иодно муниципального победителей.
7. Освоениеновых сервисов преимущественно с англоязычныминтерфейсом. Так, например, в 2010-2011уч.году нами были освоен популярныйдетский веб-сервис Kerproof Studio. Kerproof– один из самых популярных детских порталов. С его помощью дети могут создаватькороткие видео фильмы, выкладывать в сеть свои рассказы и создавать собственныерисунки, открытки, комиксы и даже короткие фильмы. Команда наших учащихсяприняла участие в дистанционных конкурсах открыток, посвященных традиционныманглийским праздникам Mother’sDay иSt. Valentine’s Day. Наши работы были оценены дипломом II степени и дипломом лауреата конкурса.Учредителями данных мероприятий был закончивший своё существование проект Социальнаясеть для студентов и старшеклассников Campus.В данное время этот проеат плавно перетёк в Некоммерческое партнерство по разработке и внедрению технологий в сфереобразования "Центр современныхобразовательных технологий". Наши учащиеся умело пользуются инструментами данного сервисов,создают там свои страницы, сообщества, участвуют в проектах и мероприятиях.
8. Использованияскринкастов на английском языке в образовательномпроцессе и для проектной деятельности учащихся. Одним из наиболее известных ипопулярных сервисов для работы с видеофайлами является YouTube. Таммы и размещаем созданные нами скринкасты-инструкции по работе с различнымисервисами. Для создания скринкастов пользуемся сервисом Screencast-O-Matic.
9. Использование социальных сервисов, например работа с веб-альбомамиPicasa. Обмен визуальнымиобразами с помощью фотосервисов значительно "оживляет" общение всети, позволяет поделиться эмоциями, переживаниями. Мы предлагаем пользоватьсявеб-альбомами Picasa при организации проектной работы учащихся, например, напервом этапе любого проекта «Знакомство: география участников проекта». Такжемы работаем с сервисом Calameo,на котором можно размещать различные документы, предоставлять к ним доступопределенным группам лиц, организовывать обсуждения. Познакомившись свозможностями этого сервиса, мы нашли ему массу применений.
10. Участиев национальной образовательной программе"Интеллектуально-творческийпотенциал России". При создании Портала были использованысредства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствиис Распоряжением Президента Российской Федерации № 160-рп от 16 марта 2009 года. На данном порталенаходится информация о всех проектах, входящих в программу. в программувключены следующие направления:
- СайтНациональной образовательной программы "Интеллектуально-творческийпотенциал России" - здесь можно найти информацию оконкурсах "Эрудиты России", "Созвездие талантов", "КИТ- красота, интеллект, творчество", Всероссийских Турнирах, Форумах иФестивалях, Международных образовательных проектах
- Всероссийскиезаочные конкурсы-олимпиады "Познаниеи творчество"
- Всероссийскийзаочный конкурс "Интеллект-Экспресс"
- Всероссийскиеконкурсы исследовательских работ учащихся "Юность,Наука, Культура", "Первые шаги в науку", "Научныйпотенциал", "Юныйисследователь".
Самоеглавное для педагога – его дети, его воспитанники. Возможность участвовать вкрупных Российских и международных проектах – это стимул для дальнейшегороста как одарённых учащихся, так и самого наставника. Сообщество увлеченныхдетей, творческих педагогов, ученых рождает желание создавать новое, увлекаетнаукой, создаёт неповторимую среду, в которой каждый участник чувствует себяуспешным и счастливым.
В заключении хочется отметить, что каждый одарённый ребёнок всовременном учебном учреждении должен иметь свою собственную образовательнуюпрограмму. Нами разработан и включен в практику преподавания Индивидуальныйобразовательный маршрут одарённого ребёнка, составленный с учётом вышеперечисленных современных информационных образовательныхтехнологий и ресурсов, включая вариативные моделидистанционного обучения школьников.
Ресурсы:
- Брюно Ж. и др.Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. //Психологический журнал. - 1995.- №4.- с.73.
- Матюшкин А.М.Загадки одаренности. М.,1992.
- Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание.Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009.
- Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современнойпедагогики. – М., 2004.
- Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Под ред.Шумаковой Н.Б. – М., 2006.
- Все ссылки на ресурсы сети Интернет в докладе активны