Автор: Сачкова Лариса Владимировна
Контактный электронный адрес: Larra1969@mail.ru
Место работы: МОУ "Средняя школа с. Терса"
Вольского районаСаратовской области
Вусловиях модернизации российского образования одной из задач современной школыявляется создание условий для развитияличности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формированияпотребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практическойдеятельности в различных сферах, самоопределения, самореализации. Дляформирования исследовательской деятельности можно выделить следующие направления:
а)использование УМК, ориентированных на развитие исследовательской сферы,способствующие развитию интеллектуальных способностей учащихся(интеллектуальных, общеучебных и исследовательских умений);
б)управление формированием рациональных приемов самостоятельной работы синформацией, учёт индивидуальных и возрастных особенностей восприятия учащихся;
в)внедрение в образовательный процесс исследовательских технологий, имеющихличностно-ориентированную направленность: применение системы в работе по интеллектуальномуразвитию обучающихся во внеурочное время.
Исследовательская деятельность – однаих прогрессивных форм обучения в современной школе. Всякий здоровыйребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельноискать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие чертыдетского поведения. Это внутреннее стремление к познанию через исследованиепорождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательскогообучения.
Исследовательская деятельность - этоспециально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, посвоей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаясяцеленаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью исознательностью, результатом которой является формирование познавательныхмотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний илиспособов деятельности.
Цель исследовательской деятельности:стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшихшкольников через развитие и совершенствование исследовательских способностей инавыков исследовательского поведения, через познание ИКТ, создание условий дляформирования и развития исследовательских умений младших школьников.
Задачи исследовательской деятельности- развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать,сравнивать, обобщать собранный материал. Познакомить обучающихся с методамиисследования, их применением в собственном исследовании. Обучить основамоформления работ. Познакомить с основами применения информационных технологий висследовательской деятельности, работа с Интернет-ресурсами. Формировать опытпубличного выступления, способствовать формированию культуры речи.
В ходе исследовательской деятельностиу обучающегося формируются навыки и умения логического и творческого мышления: видетьпроблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определенияпонятиям, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы иумозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи, работас Интернет-ресурсами.
Однимиз способов организации и подготовки к работе является индивидуальная и совместная работа в сетиИнтернет. Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерныетелекоммуникации способствуют созданию уникальной учебно-познавательной среды,т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач(познавательных, информационных, культорологических). Развитие креативныхспособностей, включение учащихся в научно-исследовательскую работу на основеинтернет-технологий осуществляется через участие в совместной деятельности врамках микрогрупп по выполнению заданий в дистанционном режиме. Примером могут служитьдистанционные олимпиады, конкурсы, викторины, международный дистанционныйпроект «Эрудит-марафон учащихся» (ЭМУ), электронный журнал,дневник. В электронном журнале можновидеть, когда ученик входил, что выполнял, можно просмотреть конкретноезадание, и увидеть допущенные ошибки, провести коррекцию.
Учебные исследования младших школьников не нуждаютсяв громоздком наукообразном оформлении.
Интерактивность, как свойствокомпьютерных телекоммуникаций, при работе с любым электронным средствомобучения, любой информацией открывает возможность решения таких дидактическихзадач, как:
- дифференциацияобучения;
- активизациядеятельности обучаемого на уровне взаимодействия с программой, электронным дневником и т.д.;
- использованиев познавательной деятельности разнообразных ресурсов сети Интернет;
- самостоятельнаяработа с информацией (сбор, обработка, представление, передача);
- самостоятельнаядеятельность по ликвидации пробелов в знаниях, углубление ранее приобретенныхзнаний, формирование и совершенствование необходимых умений и навыков;
- иллюстрированиебазовых теоретических знаний с помощью мультимедийных средств;
- формированиекультуры умственного труда на основе осуществления доступа к необходимымсправочным материалам, словарям, тезаурусам, энциклопедиям.
Взаимодействиес участниками образовательного процесса посредством Интернет осуществляется наоснове:
- организациисовместной деятельности в процессе общения в малых группах сотрудничества;
- обменамнениями, дискуссии в режиме on-line;
- осуществленияконтроля и управления учебной деятельности обучающихся со стороныпреподавателя;
- консультацийпреподавателя в процессе учебной деятельности;
- контактовс внешними партнерами, не являющимися непосредственными участниками учебногопроцесса;
- совместнойдеятельности с партнерами по исследовательской деятельности в другихрегионах, странах.
Используяресурсы Интернет, педагоги смогут более эффективно управлятьпознавательной деятельностью школьников; оперативно отслеживать результаты ихобучения и воспитания; принимать обоснованные и целесообразные меры поповышению уровня обученности и качества знаний учащихся; целенаправленносовершенствовать собственное педагогическое мастерство; иметь оперативныйадресный доступ к интересующей их информации учебного, методического иорганизационного характера. Педагоги, занимающиеся разработкой собственных информационныхресурсов, приобретут дополнительную возможность использовать фрагментысобранных в каталоге образовательных ресурсов, естественно, давая необходимыессылки и соблюдая авторское право. Педагоги, использующие образовательныересурсы сети Интернет, должны предварительно соотносить их с основнымикомпонентами реализуемой методической системы обучения - ее целями,содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствамиобучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, непротиворечить ей, соответствовать ее компонентам.
Основной задачей учителя является: научить ребенкаучиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогдапроцесс обучения будет эффективным.
Списоклитературы
Братанова Т.А. Методика организаций игр исследований с младшими школьниками.//Начальная школа. 2005. №5
Информационныеи коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство попланированию. Отв. ред. В.И.Солдаткин – М.: Изд. ИНТ, 2005.
Пержинская Е.ВКакорганизовать исследовательскую работу в классе.// Начальная школа. 2008. №5.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся каксредство реализации личности в общеобразовательном пространстве. // Начальная школа. 2007. №2.
Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа.-2003г.
Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа.-2003г.
Семенова Н. А.Исследовательскаядеятельности учащихся//Начальная школа.-2005г. №2