Автор: Баданов Александр Геннадьевич,
Контактный электронный адрес: badanovag@gmail.com
Место работы: ГБОУДПО (ПК) специалистов
«Марийский институт образования»
QR(QuickResponse переводится как «быстрый ответ») коды представляют собой миниатюрныеносители данных, которые хранят текстовую информацию объемом примерно вполовину страницы формата А4. Эти данныекодируются с помощью специальных программ или сервисов в виде белых и черных квадратов (могут бытьвыполнены и в других цветах). QR-код содержит в себе и дополнительные данные,которые требуются для правильного распознавания (декодирования) информацииспециальными программами мобильных телефонов или иных устройств.
Разработала QR-код в 1994 году японская фирма DensoWave. Задача QR-кодов заключалась в хранении большого объема данных принебольшой площади их размещения. Процессу сканирования не должны препятствоватьни повреждение, ни частичное загрязнение кода.
Любой смартфон или достаточно современный телефон легкосможет распознать и расшифровать данную информацию. Для этого нужно только поднестикамеру смартфона (или телефона) с установленной программой для распознавания QR-кода к коду. Программарасшифрует код, а затем предложит выполнить определенное действие,предусмотренное в содержимом кода.
Наиболее распространены в мире следующие форматы:
- Интернет-адрес. QR-коды могут содержатьссылки на интернет ресурсы. Прочтение кода направит пользователя на нужныйсайт, избавляя от необходимости тщательно вводить множество знаков в адреснойстроке браузера.
- Контактные данные. Довольно частовстречаются визитки, содержащие код. Можнопросканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефонаили компьютера.
- Адрес электронной почты. QR-код можетсодержать адрес электронной почты и имя адресата.
- SMS. Нередко для участия в мероприятии,акции, игре требуется отправить SMS.QR-код избавит вас от необходимости набора текста. Можно отсканировать код и получитьготовое к отправке сообщение.
- Географические данные. В QR-коде могутбыть зашифрованы геоданные. Этопозволяет посмотреть расположение того или иного объекта, например, в «КартахGoogle».
- Текст. Этот формат пригоден дляразличных целей от сообщения до информационной справки.
- Телефонные номера. При сканированииQR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.
В той или иной форме учащиеся ежедневно работают синформацией. Они осуществляют поиск, обработку, накопление,переводят из одной формы в другую и т.д. Использование сервисов для различныхвидов обработки информации может оказатьпомощь педагогам в урочной и внеурочной деятельности.
Немного о возможности использования системы QR кодовв прикладной деятельности в образовательном учреждении:
- Можно использовать QR коды со ссылками,ведущими на мультимедийные источники, и ресурсы, помогающими решить ту или инуюзадачу. Распечатав коды их можно вклеивать непосредственно в тетради илизаписные книжки школьников.
- При организации проектной деятельности можносоздавать коллекции ссылок, информационные блоки, комментарии и др. QR кодыможно публиковать на страницах сайтов поддержки проекта, плакатах и др.
- При использовании в работе библиотеки,когда QRкоды можно размещать на информационных стендах с информацией, как видео илимультимедиа комментарий (в виде ссылок), к объявлению анонсу или иному материалу. Это позволит значительнообогатить информационное насыщение стандартных информационных стендов не толькобиблиотеки, но и учебного кабинета.
- Можно значительно обогатитьинформационную среду школьного музея при размещении кода для комментариев,ссылок на мультимедиа ресурсы. Школьникам будет удобно сохранять в памяти телефоновинтересующую их информацию, материалы интегрированного урока, когда урокпроводится с использованием материалов школьного музея.
- Использовать непосредственно на уроке,раздав контрольно-тестовый материал, выполненный в виде карточек с различнымивариантами заданий. Есть специальный сервис ClassTools.NET, который позволяетсоздавать такие задания в виде QRкодов (есть и другие формы). Прямая ссылка на сервис http://www.classtools.net/QR/. Примеры заданий приведены в списке ресурсов.
- Можно эффективно использовать припроведении различных эстафет, игр, мероприятий, когда на одном из этапов (полюбому предмету или на внеклассноммероприятии) задание будет предложено в виде QR кода.Прочитав который можно будет выполнитьзадание.
- QRкодыможно размещать на визитках (бумажных или электронных), на бейджиках участниковразличных мероприятий, конференций, слетов и т.д.
- Эти технологии можно использовать приотработке туристических троп, экскурсионных маршрутов в качестве источникаинформации для посетителей. Эти технологии можно предложить в школьном проектедля успешной реализации на практике и возможного получения финансовой поддержкидля развития местных туристско-экскурсионных проектов
- Для использования изображений различныхкодов в интернете, нанесение на визитныекарточки, футболки, рекламные вывески, плакаты и многое другое (школьный сайт, проект,сообщество и др.)
Таким образом, QR-код может использоваться везде:начиная от обычного плаката и заканчивая поздравительной открыткой! Все ограничивается только фантазией. В РФQR-код пока еще не получил большого признания. Сотовые телефоны имеют почти все(школьники, педагоги, родители и др.), что и позволяет широко использоватьвозможности этих технологий в практической деятельности.
Создать QR-код не сложно. С учетом того, что этикоды не были лицензированы, каждый желающий может не только использовать, но исоздавать их совершенно бесплатно. Длясоздания и продвижения QRкодовимеется множество сервисов и программ. Коды можно сохранять в виде графическогоизображения форматах (JPEG, PNG или TIFF), распечатать, непосредственновнедрить в публикуемый документ, послать по электронной почте, опубликовать всети интернет.
Онлайн сервисы для создания QR кодов:
· Русскоязычный сервис QR coder http://www.qrcoder.ru/
· Сервис QR code Generator http://zxing.appspot.com/generator
Автоматическая генерация QR кодови публикация различных документов возможна с помощью онлайн сервиса TagMyDoc http://www.tagmydoc.com/. Этот сервис представляет собой виртуальную флешку на которой можно разместитьразличные документы с внедренным кодом и организовать к ним доступпользователей.
Все эти сервисы бесплатны и их легко можноиспользовать. Подробнее с работой,примерами использования можно познакомиться, воспользовавшись ссылкой спискаресурсов.
Для распознавания QR кодовразработано множество программ и различных сервисов. Распознавать коды можноследующим образом:
- с помощью камеры мобильного телефона ипрограммы, установленной на него;
- c помощью ВЕБ камеры и программногообеспечения обычного компьютера/ноутбука$
- c помощью онлайн сервиса или программы,в которую можно загрузить графическое изображение, содержащее код или указатьссылку на страничку с кодом.
Считывание кодов из файлов возможно с помощьюпрограммы bcTester http://www.qualitysoft.de
Онлайн сервис ZXing Decoder http://zxing.org/w/decode.jspxпредназначен для считывания кодов из изображений или по гиперссылке.
Считывание кода с помощью ВЕБ камеры можноорганизовать с помощью программы bcWEBcam http://bcwebcam.de/en/download.htm
Наиболее популярна программа считывания кодов спомощью смартфона или ВЕБ камеры компьютера QuickMark http://www.quickmark.com.tw/En/basic/downloadMain.asp На сайте производителяможно выбрать платформу, на которойработает ваше устройство и скачать для него программу.
Перечень ссылок на платформы, модели сотовыхтелефонов и программы для считывания QR кодовдоступен по ссылке: http://www.qrcoder.ru/soft.html
Программы и сервисы, перечисленные выше распространяются и могут быть использованы бесплатно.
Следует обратить внимание на возможное использованиеQR-кодов для распространения вредоносного ПО. Очень вероятно, что производители вирусов могут ихвесьма эффективно маскировать: к примеру, их вредоносное ПО сможет прятаться за ширмами дисконтныхпрограмм, приложений-игр рекламной направленностии т.д. То есть всего того, что теоретически может замаскировать от пользователя процесс отправки платных SMS илиданных его адресной книги от внимательного взгляда владельца телефона. Абонентам популярных платформ,возможно, придется ставить себе антивирусное программное обеспечение,которое будет работать в фоновом режиме.
Предупреждение о возможных проблемах при использовании случайных источниковинформации и возможных финансовых сложностях должнопрозвучать из уст педагога. Это равносильно тому, что, не используя антивируса,мы бесконтрольно начинаем «бродить» по различным интернет ресурсам подвергаясьпри этом значительному риску заражения компьютера и возможной потери информацииили финансовым потерям от воздействия зловредов.
Ресурсы:
- А.Баданов «QRcoder» Интерактивности –WEB сервисыдля образования, https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/qr-coder
- А.Баданов «TagMyDoc»Интерактивности – WEBсервисыдля образования, https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/tagmydoc
- ComputerBild №12 2011, Обзор«КодQR», http://www.computerbild.ru/internet/1045233
- Letopisi.ruhttp://letopisi.ru/index.php/QR-код
- I Business М. Букин «Мобильные вирусы в QR кодах»http://www.ibusiness.ru/blogs/6510