Авторы: Мартынова Татьяна Сергеевна,
Половникова Алёна Ивановна
Контактные электронные адреса: tvv-mart@yandex.ru, a.polovnikova@bk.ru
Место работы: ГБОУ СПО «Пермскийпедагогический колледж №1»
На базе ГБОУ СПО«Пермский педагогический колледж №1» в рамках дисциплин «ИКТ в профессиональнойдеятельности» и «Методика проектной деятельности» проводится обучение студентовочного и заочного отделений всех специальностей по Основному очному курсуIntel® "Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXIвека" (V 10.0).
Ведущая идеяобучающей площадки: эффективное комплексное использование информационных иобразовательных технологий с целью развития у студентов ключевыхкомпетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимыхчеловеку в 21 веке.
Результатомработы студентов являются учебно-методический пакет, в состав которого входятинформационные, дидактические и методические материалы проекта. Студенты размещаютучебные проекты на специализированном сайте ИнтеВики (обучающая площадка дляпроведения Тренингов Программы Intel "Обучение для будущего" ипроведения сетевых проектов выпускниками Программы, http://wiki.iteach.ru) с использованием всевозможных сетевыхсоциальных сервисов Web2.0.
Студенты, вовремя занятий, приобретают первый опыт работы со следующими сетевымисоциальными сервисами, которые являются наиболее интересными и применяемыми вобразовании: создание совместных гипертекстовых материалов Letopisi.ru(http://letopisi.ru); записи своих мыслей, заметки и аннотирование чужихтекстов (Blogger (http://blogspot.com)); LiVEJOURNAL(http://www.livejournal.ru); размещение ссылок на интернет-ресурсы (БобрДобр(http://bobrdobr.ru)); Delicious (http://del.icio.us);размещение презентаций, текстовых документов, электронных таблиц (Slideshare(http://slideshare.net); Scribd (http://scribd.com);Calameo (http://calameo.com));размещение фотографий (Flickr (http://flickr.com); Panoramio(http://panoramio.com); Picasa (http://picasa.google.com);размещение видеофрагментов (YouTube (http://www.youtube.com)); географическиесервисы (Google Планета Земля (http://earth.google.com); Wikimapia (http://wikimapia.org)); совместная работа над документами (текст,электронные таблицы, презентации, (http://docs.google.com));on-line планировщик Google Календарь (http://www.google.com/calendar),обмен сообщениями (Gmail (http://gmail.com); Friendfeed (http://friendfeed.com)) и др., а также знакомство с основнымивозможностями и инструментами телекоммуникационной образовательной сети «Образование2.0» (Web-2) (http://web2edu.ru).
Массовоераспространение социальных сервисов Web 2.0. открывает широкие возможности дляразвития различных форм сетевого взаимодействия всех субъектов образовательногопроцесса, использования в учебных целях свободных электронных ресурсов,самостоятельного создания контента. Применение социальных сервисов в учебномпроцессе позволяет педагогам существенно повысить качество обучения,спроектировать занятие на ином уровне: сделать его более интересным,интерактивным, личностно ориентированным, результативным.
С многообразиемприложений Web2.0 можно ознакомиться на сайте Go2web20 (http://www.go2web20.net).Главным аспектом является то, чтобольшинство социальных сервисов не зависят от платформы, то есть они могутиспользоваться в любой операционной системе, что важно для образовательныхучреждений в условиях перехода на операционную систему Linux.
Данный сайтоснащен удобной навигацией, которая позволяет пользователю легко перемещатьсяпо разделам, содержание которых неизменно и состоит из on-line-инструментов и текстовогоописания.
Применение зарубежных интернет-сервисов вобразовательном процессе позволяетвыделить следующие основные направления для вовлечения учащихся в творческую познавательную деятельность.
1. Диаграмма связей, интеллект-карта, картаума (англ. Mindmap) или ассоциативная карта. Сервисы: Сacoo (https://cacoo.com),WiseMapping (http://www.wisemapping.com),Gliffy(http://www.gliffy.com),Mindomo(http://www.mindomo.com), Mindjet (http://www.mindjet.com).
Данные сервисыможно применять при конспектировании лекций, книг, и др.; проводить мозговыештурмы; планировать и разрабатывать проекты разной сложности; решать творческиезадачи; подготавливать материалы по определенным тематикам; моделироватьразличные процессы; создавать технические рисунки, каркасы и планы размещения;проводить анализ SWOT и т.д.
Сервисы: Showdocument.com (http://www.showdocument.com), Issuu (http://issuu.com), Calameo (http://calameo.com), Scribd (http://scribd.com), Slideshare (http://slideshare.net), Myebook (http://www.myebook.com), Yudu (http://www.yudu.com), Glogster (http://www.glogster.com).
Сервисы позволяютсоздавать и хранить документы в сети Интернет, а это простой способсинхронизации данных и совместной работы.
В педагогическойпрактике предлагаемые сервисы позволяют создавать и публиковать электронныекнижки, плакаты, постеры, учебные материалы, размещать творческие, проектные идругие работы учащихся.
3. Социальные закладки.
Сервисы: Delicious (http://www.delicious.com), Onlywire (http://onlywire.com), Bonzobox (http://bonzobox.com), SpeedyMarks (http://www.speedymarks.com), StumbleUpon (http://www.stumbleupon.com).
Сервисысоциальных закладок позволяют участникам образовательного процесса создавать и сохранятьвизуальные ссылки к своим статьям, блогам, музыке, и др., и получать быстрый доступк ним с любого компьютера в глобальной сети.
4. Интерактивные формы контроля.
Сервисы: PurposeGames (http://www.purposegames.com), Quibblo (http://www.quibblo.com), Kubbu (http://www.kubbu.com), CarrotSticks (http://www.carrotsticks.com), Twisty Noodle (http://twistynoodle.com).
Предлагаемыесервисы позволяют разрабатывать собственные контрольные опросы, викторины,кроссворды и другие задания в игровой форме, что способствуют повышениюмотивации учащихся к предмету, развитию навыков совместной работы иколлективного познания, облегчает работу педагога. Эти сервисы дают возможность взаимодействоватьс другими веб-пользователями. Контент можно интегрировать в другие социальныесети и сервисы.
5. Инструменты Web 2.0.
С помощью Glogster EDU можносоздавать интерактивные плакаты или даже веб-страницы, используя собственныеизображения, видео и звук, в течение нескольких минут без каких-либоспециальных знаний языков веб-программирования. Сервис является образовательной платформой для творческого выражениязнаний и навыков в классе и за его пределами.
Сервисы: Wordle (http://www.wordle.net), Tagul (http://tagul.com), Word it Out (http://worditout.com), Tagxedo (http://tagxedo.com).
Пользовательможет визуализировать текст в виде «облака» слов. Применение интернет-сервисовимеет ряд преимуществ: запоминание ключевых слов, тренировка образной памяти,проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активацияпредварительных знаний.
Сервис: Smilebox (http://smilebox.com) – программноеобеспечение, позволяющие создавать мультимедийные проекты: слайд-шоу, открытки,фотоальбомы, газеты, рецепты, приглашения и т.д.
Сервис: Animoto (http://animoto.com) – web-инструмент для созданиявидео-презентации путем загрузки изображений, музыки и коротких видеоклипов.Учащиеся используя Animotoкритически относятся к выбору визуальных, аудио- и текстовых элементов. Они становятсявидео-разработчиками, тем самым развивая умения и качества человека XXI века: креативность,коммуникативные навыки, критическое мышление, межличностное взаимодействие идр.
Продвинутыепедагоги понимают, что сеть Интернет является мощным средством создания успешнойситуации для всех субъектов образовательного процесса. На любом типе урока(введение нового материала, закрепление, обобщение, контроль) грамотное использованиесетевых социальных сервисов Web2.0 мотивирует учащихся к активной деятельности, раскрытию творческогопотенциала, коммуникации и сотрудничеству. Одним из направлений государственногобюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пермскийпедагогический колледж №1» является заинтересовать и научить педагогов разныхтипов образовательных учреждений применять сетевые сервисы Web 2.0 в профессиональной практике. В связи с этим, в колледже ежегодноорганизуются и проводятся курсы повышения квалификации по теме «Применениесетевых социальных сервисов Web2.0 в образовательном процессе».