воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Безопасность детей в Интернете: проблемы и решения


Автор: Синёва Ольга Геннадьевна,
Контактный электронный адрес: sineva58@yandex.ru
Место работы: МБОУ СОШ №28
г. Балаково Саратовской области

Дети и Интернет – эта проблема становится все острее. Причем она заключается не только в попадании подростков в Интернет-зависимость, но и в доступности для них экстремистских, эротических, асоциальных сайтов, а методы контроля пока не выработаны. В современном обществе компьютер и пространство интернета становятся обыденными, почти бытовыми явлениями. Безопасности детского интернета на данный момент времени уделяется большое внимание, но работы еще очень много. Наше будущее принадлежит детям и информационным технологиям. Мы несём ответственность за то, каким оно будет. Представители интернет-индустрии уже озаботились этой проблемой. И всё же, я считаю, что основная ответственность лежит на родителях. Многие современные дети не смотрят телевизор, а книги читают с экрана монитора. У них много друзей в Сети, их интересы подразделяются на сообщества. Новое поколение узнаёт новости быстрее родителей и в удобное для себя время. Это и хорошо, и не очень. С каждым годом все больше детей обращается к Интернету, используя доступ не только через компьютер, а и через мобильные телефоны, что актуализирует проблему онлайн-безопасности детей. Взрослым важно помнить, чтодаже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей ещё не сформированы критерии различия. Ребёнку, в силу особенностей его психологического развития, интересно всё. Оставить ребёнка один на один с компьютером в Интернете, это всё равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребёнок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.
Интернет, вследствие сегодняшней популярности и доступности добавил проблем в воспитании детей. Мы хотим, чтобы наши дети воспользовались всеми возможностями, которые даёт Интернет, для обучения, своего развития, общения и т.д. К сожалению, Интернет используется не только для благих намерений и дел, ребёнок, войдя в Интернет, может запросто встретить даже на сайтах, предназначенных для детей неподходящие материалы, непристойные всплывающие окна, и даже подвергнуться домогательствам сексуальных хищников. На самом деле, исследования показывают, что 1 из 5 детей в возрасте от 10 до 17 получили опыт сексуального домогательства через Интернет. Это определенно не то, что любой родитель хочет услышать, но вынужден. "Ребёнок дома, за компьютером - значит, все в порядке, он в безопасности". Так считают многие родители и, конечно же, ошибаются. Детей эры поисковых систем и социальных сетей опасности подстерегают не только на улице. Через мониторы компьютеров угроз на них обрушивается отнюдь не меньше. Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых (педагогов, родителей) – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией её информационной безопаcности. Нет нужды обосновывать, что Интернет является прекрасным местом времяпрепровождения для детей и подростков. Это как большой мегаполис с его библиотеками, университетами, музеями, местами, чтобы весело провести время,познакомиться с интересными людьми из всех слоев общества. Однако так же, как и любой большой мегаполис, он имеет свои опасности, места, которые не предназначены для детей, и которых они должны избегать. Нельзя бросать ребёнка в Интернет, как в воду, а надо учиться с ним вместе. Нельзя допускать, чтобы в подростковом возрасте Интернет стал для него единственным другом и советчиком. Когда ребёнку 12 лет, родителям удобно, что он не шалит, а тихо сидит в Интернете. А в 16 они хватаются за голову. Поэтому с ранних лет родители должны вместе с малышом бороздить пространства всемирной паутины, не оставляя это на самотёк. Например, возьмем детей в возрасте от 7 до 9 лет. Зачастую школьники только начинают учиться общаться с интернетом дома.Компьютер должен находиться в общей комнате, чтобы родители в любой момент могли проконтролировать ребенка. Просматривая вместе сайты, постепенно приучайте ребенка делиться с вами увиденным. Если ребенок решит воспользоваться электронной почтой, научите его пользоваться семейным электронным ящиком.
Говоря о проблемах обеспечения безопасности детей в Сети, я думаю, что, во-первых, прежде всего надо акцентировать внимание на крайне низкой заинтересованности властей в мероприятиях, посвящённых противодействию незаконным действиям в Сети. Если в странах Евросоюза данная проблема поднята на очень высокий уровень и освещается достаточно широко, то в России, на должном уровне государственных программ по данному вопросу почти не проводится (я могу ошибаться). Это проблема касается всего общества. Вторым важным фактором, затрудняющим решение задачи, являются скромные масштабы проводимой в настоящий момент просветительской работы не только с детьми, но и с родителями и педагогами. Всё-таки, согласитесь, что по уровню интернет - образованности взрослые значительно отстают от молодых людей, и очень важно не допустить огромной пропасти в знаниях между двумя поколениям. Наконец, третьей проблемой, стоящей на пути к созданию защищенной цифровой среды, это - нынешнее нормативно-правовое регулирование, инертность которого не позволяет соответствующим инстанциям мгновенно реагировать на всплывающие во всемирной Сети проблемы безопасности.
Хочется привести практические рекомендации для родителей, руководствуясь которыми взрослые могут предупредить угрозы и сделать работудетей в Интернете полезной.

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в “мировой паутине”:
Не отправляйте детей в “свободное плавание” по Сети. Старайтесь активно участвовать в общении ребёнка с Интернетом, особенно на этапе освоения.
Беседуйте с ребёнком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть:
Расскажите ему, что в Интернете, как и в жизни встречаются и “хорошие”, и “плохие” люди. Объясните, что если он столкнётся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.
Научите ребёнка искать нужную ему информацию и проверять её, в том числе с вашей помощью.
Научите ребёнка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки SMS, – во избежание потери денег.
Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребёнка в Сети:
Установите на компьютер программы родительского контроля (либо воспользуйтесь встроенными в Windows инструментами), а также антивирус.
Если ваш ребёнок –учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время его пребывания в Интернете.
Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребёнка.
Создавайте разные учётные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребёнка, но и сохранить Ваши личные данные.
Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребёнок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал подросток.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами. Знакомьте всех членов семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что проблема детской безопасности в Интернете – это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального и международного.
И все же компьютер - это наше будущее. Работа на нём обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.
Станет Интернет другом ребенку или врагом – зависит в первую очередь от родителей. Самое главное, чтобы взрослые знали всё об Интернете – вредили польза для школьника, решать только родителям!

Интернет-ресурсы:
  1. Безопасность детей при общении в чате [Электронный ресурс]: http://lana152.narod.ru/babi.html
  2. Дети в Internet: ликбез дляродителей [Электронный ресурс]: http://www.osp.ru/win2000/2007/08/4661116/
  3. Основы безопасности в чате [Электронный ресурс]: http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/v_keskustelut_chat.html