среда, 22 февраля 2012 г.

Безопасность детей в Интернете: проблемы и решения


Автор: Лушникова Юлия Александровна,
Контактный электронный адрес: YL.Kodorova76@mail.ru
Место работы: МАОУ Гимназия №2
г. Балаково Саратовской области

Интернет существует уже несколько десятилетий, однако его природа значительно изменилась с момента его создания. В самом начале он был, главным образом, инструментом для обмена информацией и данными между правительственными организациями и академическими институтами. В настоящее время Интернет является динамичным и невероятным ресурсом с почти безграничными возможностями по решению общественных проблем от улучшенного доступа к возможностям здравоохранения до возможностей дистанционного образования и электронного правительства и новейших высокооплачиваемых рабочих мест. Сейчас Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети — дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Современные дети начинают интересоваться интернетом с раннего возраста, играя в онлайн игры для детей, заводя друзей. По мнению ученых, современная информационная среда имеет значительный потенциал для развития и самореализации личности ребенка. Это и ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. Действительно, информационные и коммуникационные технологии открывают уникальные возможности для системы образования, вместе с тем все большую актуальность приобретает проблема безопасности ребенка в информационном обществе отличающегося информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей. В сети ребёнок подвергается различным рискам. В соответствии с последними обзорами свыше 60% детей и молодых людей ежедневно разговаривают в чатах. Трое из четырех детей готовы поделиться личной информацией о себе и своей семье в обмен на товары и услуги, и каждый года один из пяти детей мог быть мишенью преступника. Преступники используют преимущества анонимности для завязывания доверительных и дружеских отношений с неопытными молодыми людьми. Преимущественно контакты с детьми устанавливают в чатах, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой на конференции, где незнакомые люди могут привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками. Злоумышленники выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им, но постепенно вносят в свои беседы оттенок иного содержания. Преступники могут также обсуждать возможность встречи с детьми в реальной жизни. Находясь в Сети, ребенок познает мир и в первую очередь он пытается справиться с теми или иными проблемами самостоятельно, обращаясь за помощью сначала к друзьям, а уж затем только к родителям либо соответствующим центрам поддержки. В виртуальном мире дети, в отличие от взрослых, не чувствуют опасности. Обязанность взрослых— защитить маленьких пользователей Интернета от негативного воздействия. Проблема безопасности детей в Интернете – это социальная проблема, бороться с которой должна, прежде всего, широкая общественность. Для решения проблемы безопасности детей в Интернете требуется широкое объединение специалистов из разных сфер и областей знания, усиление общественно-государственного партнерства. Постоянное развитие Интернет - технологий и их широкое проникновение в общество ставит перед государством и обществом задачу поддержания эффективного комплекса мер по профилактике, предотвращению и преодолению последствий вредоносных действий в отношении несовершеннолетних, совершаемых с применением Интернета или информационно-коммуникационных технологий. Комплекс включает в себя ведение постоянного мониторинга и исследования выявленных проблем, изменение законодательной базы и адаптацию правоприменителей к изменяющимся условиям, деятельность консультационных и реабилитационных механизмов, эффективную систему выявления и максимально быстрого реагирования на угрожающие несовершеннолетним действия в сети Интернет. Несмотря на то, что в школе безопасный доступ детей в Интернет обеспечивается контентной фильтрацией от нежелательной информации, созданием специальных образовательных сетей содержание информации в которых контролируется системными администраторами, проблема обеспечения эффективного и безопасного использования Интернет требует дальнейшего серьезного осмысления в педагогической науке и конкретных действий в педагогической практике. Что мы взрослые можем сделать для безопасности ребенка в глобальной паутине знаков и смыслов? Какие существуют для этого технические и технологические возможности? Вопросы информационной безопасности и совершенствования технологических решений в этой области находятся в поле внимания ведущих корпораций и компаний производителей программного обеспечения для компьютеров. Кроме этого должны проводиться массовые информационно-просветительские мероприятия, которые будут способствовать распространению информации о правилах поведения в сети Интернет, следование которым предотвратит риски для детей, которые скрывает всемирная сеть. Не следует забывать, что никакие технологические ухищрения не могут заменить простое родительское внимание к тому, чем занимаются дети за компьютером.Каждый родитель обязан: беседовать со своими детьми об опасностях, существующих в Интернете; повысить уровень общей безопасности домашнего компьютера; следить за достижением равновесия у ребенка между временем, проводимым в Интернете и вне его; обсудить внутрисемейные правила пользования Интернетом; научить детей уважать других в Интернете. Кроме этого обсудить и договориться о правилах поведения в сети: никогда не выдавать без разрешения родителей личную информацию: домашний адрес, номер телефона, рабочий адрес или номер телефона родителей, номера кредитных карточек или название и расположение моей школы; всегда немедленно сообщать родителям тревожные или угрожающее сообщения; никогда не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым познакомился в Интернете, без разрешения родителей ; никогда не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет или обычной почтой; никогда не загружать, не устанавливать и не копировать ничего с дисков или из Интернета без должного разрешения; никогда не делать без разрешения родителей в Интернете ничего, требующего оплаты; относиться к информации осторожно
(факты, размещённые в интернете, нужно очень хорошо проверить, если ты хочешь использовать их в своей домашней работе).Информационная безопасность в Интернете должна обсуждаться во время уроков информатики, социологии, ОБЖ, гражданского права и др.Ограничение доступа к нежелательной информации нужно сочетать с демонстрацией качественных образовательных ресурсов. Поэтому, изучение разделов школьной программы необходимо снабдить ссылками как на традиционные бумажные, так и электронные учебники, учебные пособия, энциклопедии, справочники, словари, ресурсы электронных федеральных образовательных коллекций, цифровых хранилищ библиотек и музеев, образовательных сайтов, дидактические материалы учителя, работы других учащихся. Задача информационной деятельности учителя и ученика на этой стадии заключается в совместном расширении и систематизации сети используемых информационных образовательных источников. Учитель должен ориентировать учащихся в доступных информационных образовательных ресурсах по теме урока, проекта, учащиеся самоопределяются в выборе информационных источников. При необходимости учащиеся осуществляют самостоятельный поиск информации по ключевым словам темы в сети с использованием поисковых систем Интернет, работают с коллективными закладками, совместно создают гиперссылки на образовательные ресурсы; составляют каталог ресурсов по теме, размышляют. Самое главное - приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно пользоваться полезными возможностями сети. Информационная грамотность педагога = безопасные действия учеников в Интернете. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема детской безопасности в Интернете – это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального и международного. Минимизация вредного воздействия компьютера на детский организм становится одной из важных задач, стоящих перед современной школой. И в решении этой проблемы необходимо действовать системно, формируя информационную культуру ребенка и социально важные жизненные навыки, используя как правовые регуляторы, так и нормы обычаев и морали, а также технические и технологические возможности.

Ресурсы, которые были использованы при подготовке доклада:
  1. http://www.software-expert.ru/?p=324
  2. http://www.rocit.ru/analyst/index.php?id=23104
  3. http://www.nachalka.com/book/export/html/11
  4. http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=806&t=35260
  5. http://liceum21.kirov.ru/component/content/article/66-poleznayainformaciya/156-internetforchild
  6. http://school-sector.relarn.ru/wps/?p=1287