среда, 22 февраля 2012 г.

Использование ресурсов сети Интернет для повышения эффективности работы с одаренными детьми


Автор: Желонкина Татьяна Анатольевна
Контактный электронный адрес: shelonkinata@rambler.ru
Место работы: МБОУ СОШ №28
г. Балаково Саратовской области

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. Основная же задача современной школы - это развитие личности учащегося, изменений и преобразование его качеств, создание условий для того, чтобы учащийся становился полноправным гражданином мирового информационного сообщества. Сегодня, практически, все школы РФ подключены к сети Интернет, что позволяет школам удовлетворить свою потребность приобщения к открытому информационному пространству. В моем кабинете компьютер также имеет выход в Интернет. Это позволяет мне использовать возможности сети для реализации образовательных целей и задач. В данной статье я хотела бы поделиться опытом использования Интернета при работе с одаренными детьми, дать практические советы учителям, охарактеризовать используемые мною французские сайты.
При работе с одаренными детьми я использую Интернет-ресурсы в различных целях:

1. Для индивидуальной работы с одаренными детьми на уроке.
Понятно, что темп усвоения материала одаренными детьми намного выше темпа учащихся среднего интеллектуального уровня, которых большинство в классе. Поэтому для максимального использования времени урока одаренными учащимися я использую систему дополнительных заданий после усвоения основного материала урока. При этом осуществляется принцип индивидуализации обучения и самообразования за счет возможности неограниченное количество раз обращаться к справочной информации и к выполняемым заданиям. Учащийся работает в своем темпе у компьютера, используя задания из Интернета. Если это задания с использованием звука, то используются наушники, чтобы не мешать другим. Как правило, для них подбираются задания по изучаемой на уроке теме, но более сложного характера, или задания на повторение. Для усиления мотивации обучения я также использую задания творческого характера или задания страноведческого характера.
Рекомендация учителю. При подготовке индивидуальных заданий для одаренных учащихся нужно тщательно подобрать материал в Интернете, обязательно просмотреть его, отобрать тот материал из предлагаемого перечня, который соответствует школьной программе и содержит школьную лексику, а задания, противоречащие этим условиям, исключить. Предпочтение я отдаю сайтам, где идет непосредственный контроль с диагностикой и объяснением ошибок или ссылкой на страницу с правилом, при употреблении которого была сделана ошибка. В процессе подготовки нужно проследить, чтобы используемый материал отличался от материала, представленного в учебнике. Нужно четко определить объем заданий для индивидуального выполнения в соответствии с предполагаемым временем индивидуальной работы учащегося на уроке. Не надо перегружать задания несколькими видами несвязанных между собой упражнений. Лучше сосредоточиться на отработке одной темы или одного вида речевой деятельности. Очень важно, чтобы эти задания были с самопроверкой. Наличие обратной связи позволяет не только выявлять ошибки при выполнении различных заданий и упражнений, но также предоставляет возможность учащемуся скорректировать неправильно решенные задания и сформировать навык правильного выполнения действия. Учащиеся получают незамедлительный сигнал о правильности каждого речевого действия, что практически невозможно в условиях коллективного обучения.

2. Для подготовки одаренных детей к олимпиадам, конкурсам, фестивалям.
В Интернете можно найти информацию по многим темам, которая постоянно обновляется. Интернет предоставляет возможность виртуальных путешествий по музеям, городам, зарубежным странам. Как правило, одаренные дети, которые заинтересованы в изучении иностранного языка, принимают участие во внеклассной работе по языку, а именно в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке. Для подготовки материалов к этим мероприятиям также активно используется Интернет. Здесь допустимым считаю отдать инициативу в поиске материала самим учащимся. Трудности они испытывают обычно не в поиске материала, а в отборе материала нужного содержания из всего найденного, так как материал они ищут на аутентичных сайтах, а их уровень владения языком еще не настолько высок. На этом этапе считаю целесообразным помочь им в отборе материала и составлении плана работы. При подготовке учащихся к олимпиадам я использую сайты, на которых материал структурирован по видам речевой деятельности и уровню владения языком. Для сильных учащихся использую материал на уровень выше уровня их года обучения.

3. Для участия в конкурсах на языковых сайтах в интерактивном режиме.
Французские сайты Франкомания, Альянс франсэз – это сайты для русских учащихся, студентов, преподавателей, которые изучают французский язык. На этих сайтах регулярно проводятся конкурсы и для учащихся и для преподавателей. Высшая награда этих конкурсов – поездка во Францию. Если у меня есть учащиеся с высоким уровнем владения языком, то я стараюсь участвовать в этих конкурсах. Так например, в октябре этого года я вместе с учеником 11 класса Кожиным Артемом участвовала в конкурсе русско-французских выражений, который проходил на сайте «Франкомания». В рамках этого конкурса нужно было подобрать французское идиоматическое выражение, описать его этимологию, историю развития его значения. Затем найти соответствующее ему русское выражение и также описать историю его возникновения и значение. Также нужно было проиллюстрировать эти выражения фотографиями или рисунками. В конкурсе участвовали как русские, так и французские школьники. В процессе подготовки к конкурсу и знакомства с работами его участников обогатился словарь учащегося, совершенствовались навыки чтения. Затем из работ победителей конкурса посольство Франции сделало выставку, которая путешествовала по России и Франции. Выставку можно было заказать в свою школу, что мы и сделали. Таким образом, многие учащиеся познакомились с 10 русскими и 10 французскими идиоматическими выражениями. И все это благодаря Интернету.
Характеристика французских сайтов, которые я использую в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочной деятельности.

1. http://www.cavilamenligne.com/activites-en-ligne/exercices-en-ligne
На этом сайте материал представлен как по уровням владения языком (А1, А2, В1, В2,), так и по видам речевой деятельности (аудирование, чтение, грамматика, лексика, страноведение). Внутри этих разделов материал структурирован по темам:

2. http://www.ccdmd.qc.ca/fr/ Разделы:
Интерактивные упражнения, орфография, пунктуация, синтаксис, спряжение, словарь, игры, грамматика, сочинения.
Некоторые страницы с этого сайта:
http://www.ccdmd.qc.ca/fr/exercices_interactifs/index.cgi?id=1028&action=animer – que относительное местоимение или союз?
- http://www.ortholud.com/grammaire/adj/un.htm - согласование прилагательных;
- http://www.ccdmd.qc.ca/fr/jeux_pedagogiques/?id=1078&action=animer - правописание слов ( всего 200 слов);
- http://www.ccdmd.qc.ca/fr/jeux_pedagogiques/?id=1067&action=animer – согласование причастий
http://www.ccdmd.qc.ca/fr/exercices_interactifs/index.cgi?id=1049&action=animer - сокращения

3. http://www.tv5.org/TV5Site/enseigner-apprendre-francais/accueil_apprendre.php - сайт французского телеканала для изучающих французский язык. Содержит упражнения для изучающих французский язык на разном уровне владения языком, упражнения по различным разговорным темам с использованием видео, а также последние новости, демонстрируемые французским телевидением.

4. http://flenet.rediris.es/dictee/moyen1/moybretagne1.htm
http://flenet.rediris.es/dictee/moyen1/moyantiquaire.htm
http://flenet.rediris.es/dictee/avance1/avtolede2.htm
http://flenet.rediris.es/dictee/avance1/avmartinville2.htm
Сайты для работы над орфографией. Содержит диктанты в интерактивном режиме с последующей проверкой и ссылками на грамматический материал, на который были сделаны ошибки.

5. http://www.lepointdufle.net/ Сайт для изучающих французский язык. Здесь можно подписаться на рассылку грамматических уроков для учащихся, уроки высылаются раз в неделю.

6. http://ru.livemocha.com/ - на этом сайте можно найти себе пару для взаимообучения языкам (обменные уроки) и для общения.

7. http://www.francomania.ru/ - сайт французского посольства в России для изучающих французский язык. Содержит материалы для учащихся и учителей, а также постоянно проводятся конкурсы для учащихся и преподавателей.

В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на все положительные стороны использования новых информационных технологий, ведущей фигурой на уроке был и остается учитель. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только талантливый педагог. Самое важное на уроке – живое слово учителя, который своим обаянием и высоким профессионализмом сможет создать комфортную обстановку, увлечь учащихся, привить любовь к своему предмету. При этом информационная компетентность учителя призвана помочь ему прийти к желаемым результатам обучения наикратчайшим путем.

Используемые ресурсы:

  1. http://www.rhsweb.org/intro
  2. http://www.schoollink.org/twin.
  3. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/c-3c0a65635b2bc78a4d53a89521206d27.html
  4. http://ku4mina.ucoz.ru/index/resursy_seti_internet_dlja_povyshenija_ehffektivnosti_obrazovatelnogo_processa/0-79