Автор: Биктимирова Мария Рафиковна
Контактный электронный адрес: biktimirova1967@gmail.com
Место работы: МБОУ СОШ с.Новая Елюзань
Балаковского района Саратовской области
Сегодня наша действительность такова, что мы не представляем себе жизни без компьютера, без подключения к интернету. Эволюция компьютеров и компьютерных программ привела к простоте и быстроте их освоения не только для нас, взрослых, но и для детей, в том числе для самых младших школьников. С самого раннего возраста дети приобщаются к компьютеру. Компьютерные технологии качественно изменили методы и формы обучения. Они способствуют раскрытию и развитию индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Школьники быстрее усваивают учебный материал, быстрее вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки интересными, помогает делать процесс обучения менее утомительным. Для выпускников школы информационная компетентность является важной необходимостью для успешной социализации. Можно сказать, что глобальные сети интернет открывают для нашей системы образования уникальные возможности. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей в Интернете. Те же глобальные сети таят в себе чрезвычайную опасность. И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, в свойствах излучения: они не больше, чем у телевизора), а именно в информации, которая размещается в сетях, доступ к которой открыт для всех желающих. Наши дети широко пользуются электронной почтой, они свободно обращаются к разным сайтам, содержащим подчас действительно опасную для их здоровья, психического развития, становления личности информацию. По мере усовершенствования компьютерной техники становятся все более доступными просмотр, создание и пересылка по электронной почте мультимедийной продукции. Наши дети совершенно бесконтрольно покупают дешевые, не сертифицированные CD диски с фильмами, которые не всегда и по телевизору можно посмотреть, и смотрят их на своих компьютерах. Информационное поле становится неуправляемым. Если печатные учебные пособия проходят тщательную экспертизу, то в Интернете учебный материал может разместить любой желающий без всякой экспертизы. Помимо учебного материала, в глобальной сети содержится масса материала любого характера. Возникает крайне важная проблема – проблема обеспечения безопасности детей в интернете, которую могут решить только взрослые – родители и учителя. Какие проблемы встречаются наиболее часто в глобальной сети? Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, порнография, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, и очень часто порнографического характера. Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Проблема заключается в том, что у детей еще не сформированы критерии различия. Ребенку, в силу особенностей его психологического развития, интересно все. Оставить ребенка один на один с компьютером в Интернете, это все равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города. Когда ребенок часами сидит один за компьютером, происходит почти то же самое – скорее всего, он слоняется по виртуальным улицам и подворотням. Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности. Родители должны знать, чем заняты их дети. Самое простое – разговаривать с детьми: чем живет, чем интересуется, какие сайты любит посещать и почему, с кем дружит, в том числе, и в Интернете. И обязательное правило - семейный фильтр на поисковой машине, контроль по логам и прочее. Дети должны владеть основами ОБЖ. Мы учим их не разговаривать с незнакомцами? Конечно, да, и дома , и в школе, и на уроках ОБЖ. Мы объясняем, что нельзя называть незнакомцам свой домашний адрес. И в сети все то же самое. Учитель должен понимать, зачем он отправляет детей в Интернет. Предположим, учитель сформулировал конкретные задачи урока, реализуемые с помощью Интернет-ресурсов. Какие здесь могут быть варианты обеспечения безопасности: закрытые среды обучения, например, учебные блоги, где могут оставлять свои комментарии только те, кто получил соответствующий доступ от учителя, ведущего блог; постановка конкретной учебной задачи: что хочу найти? где? как использую? формирование навыков критического мышления; список проверенных учителем ресурсов, с которых предлагается использовать информацию;фильтры и контроль системного администратора, если таковой в школе имеется. И родителям, и учителям необходимо информировать детей о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть: научить искать нужную ему информацию и проверять ее; научить внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки SMS, – во избежание потери денег; сформировать список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ребенок, и посоветовать их использовать; объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, MicrosoftMessenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя; объяснить ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д. Очень важно взрослым научить детей уважать собеседников в Интернете. Дети должны понимать, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни. Так же важно объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернете может абсолютно любой человек. В современной системе образования в условиях информационного общества, умение работать с информацией – одно из главных, если не основное, базовое умение. Нужно уметь анализировать ситуацию, имеющуюся информацию, сопоставлять ее с ранее известной, делать выводы, оценивать для оптимального решения проблемы. В Законе об образовании, Национальной доктрине образования четко прописано, что концептуальной основой школы является гуманистическая педагогика, личностно-ориентированный подход. Это значит, что каждый ребенок должен научиться, прежде всего, самостоятельно думать, мыслить, опираясь на знание фактов, законов, сообразуясь с национальными и историческими традициями. Это означает, что необходимо научить его работать с информацией в широком понимании ее значения, формировать самостоятельное критическое мышление. Другими словами, необходимо удостовериться в надежности (научной, культурной), объективности (в том числе, исторической) предлагаемой информации. Для этого необходимо обладать знаниями, уметь сопоставлять предлагаемую информацию с ранее известной информацией, излагаемой другими авторами. Кроме того, важно подходить к анализу любой информации с позиции общечеловеческих ценностей и морали; научиться отделять факты от мнений: факты можно проверить, мнения всегда субъективны; рассматривать проблему с разных сторон, а не только с позиции автора, находить новые ракурсы, с которых ее никто еще не рассматривал; устанавливать взаимосвязь явлений; связывать разнородные объекты и т.д. Всем этим базовым умениям работы с информацией необходимо обучать учащихся, начиная с начальной школы (уметь выделять главную мысль в тексте, сделать вывод, дать оценку событию, пр.), в процессе познавательной деятельности по любому предмету школьной программы. Это должна быть системная работа. Вся система обучения должна быть настроена на формирование этих базовых умений. Если наши ученики будут уметь самостоятельно мыслить, осуществлять рефлексию не только собственной деятельности, но и деятельности других людей, тогда, возможно, нам удастся создать в обществе ту самую атмосферу неприятия всего безнравственного, что, к сожалению, содержится в глобальной сети, что не укладывается в понятие порядочности, честности и открытости, что не согласуется с основными человеческими ценностями.
Ресурсы, которые были использованы при подготовке доклада.
- Дистанционное обучение./Под ред. Е.С.Полат – М., 1998
- Теория и практика дистанционного обучения/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2004
- Карабанова О.А., Подольский А.И. Психологические особенности восприятия детьми телевизионных передач//Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т.1. М.,2002. С. 153
- www.nachalka.com/bezopasnost
- blog/chjahsoft/net/3579 . Сайт «Безопасность жизни».