среда, 22 февраля 2012 г.

Социальные сервисы и ЭОР


Автор: Бугаева Ольга Алексеевна,
Контактный электронный адрес: oabugaeva@yandex.ru
Место работы: МОУ Воробьевская средняя общеобразовательная школа

Современное общество требует от выпускников не только большой запас знаний самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном мире. А потому и современное образование должно строиться на формировании навыков саморазвития и самообразования, сотрудничества, творческого и критического мышления, самостоятельности и ответственности. Все это требует внедрения новых педагогических технологий, лежащих в плоскости личностно ориентированного образования, для которых характерно сотрудничество участников образовательной деятельности, диалог, деятельностный и творческий характер, сотворчество учителя и ребенка. Но организовать учебный процесс с максимальной эффективностью в современной школе можно лишь с помощью современных ЭОР.
В настоящее время много создано современных образовательных ресурсов, много размещено на различных сайтах. Учитель же в своей работе не может ограничиваться лишь теми ЭОРами, которые можно найти на бескрайних просторах Internet. Ведь каждый из нас преподносит один и тот же материал по-разному, у каждого есть своя педагогическая изюминка. И потому учителю нужны инструменты для создания собственных ресурсов, пусть и самых простых.
Решить эту проблему мне помогают социальные сервисы Web 2.0, которые позволяют поставить в центр учебного процесса взаимодействие обучающихся между собой и учителями на основе инструментов социального программного обеспечения. Расскажу о некоторых сервисах, используемых мной для подготовки различных групп ЭОР.
Самые простые ЭОР — текстографические. Их можно создавать с использованием Онлайн офиса. Это сервисы для мгновенного создания интерактивных публикаций в Интернете, позволяющих учителю создавать интерактивный электронный документ для чтения с компьютера. Я пользуюсь сервисами Calaméo, DinkyPage, Penolo, Docme . В документах я могу перелистывать страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения... в журналах, брошюрах, презентациях.
Использование возможностей Google Docs помогает мне обогатить урок, разнообразить виды учебной деятельности. Прежде всего, это работа с текстовыми документами (форматирование и редактирование текста). В Google Docs я работаю и с презентациями: импортирую презентации, созданные в PowerPoint или OpenOffice, создаю новые презентации с нуля только средствами самого web-сервиса, который позволяет не только загрузить почти любой известный формат, но также и выгрузить уже готовую презентацию. Google презентации использую на уроках обобщения, для рефлексии, для выполнения домашнего задания и т.д. Электронные таблицы в Google Docs могут редактировать несколько учеников одновременно. При этом каждый ученик может видеть изменения, которые вносятся другими. Это очень удобно для быстрого сбора какой-либо информации. Выполнение проверочных заданий, когда каждый ученик выполняет задание на своем именном листе, не требует сбора выполненных заданий, все работы учеников находятся в одной книге. Отмечу, что Google Docs – это достаточно простой сервис, в нем нет каких-то продвинутых возможностей или множества эффектов, зато он понятный и надежный – ничего лишнего, что очень удобно в совместном использовании документов с учениками, предоставив им права доступа на свой документ.
Google Form является составной частью Google Docs. Полагаю, что каждый из нас найдет интересным опробовать его в своей педагогической деятельности. Я использую Google Form для создания тестов и анкет. Автоматически формируемая сводная таблица позволяет сделать быструю проверку и диагностику усвоения материала, что помогает проводить коррекционную работу прямо на уроке или давать дополнительные задания учащимся по вопросам, с которыми они не справились при написании теста.
Документы создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google, или могут быть экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету, но при этом доступ защищён паролем.
Социальные закладки использую для формирования тематических ссылок на учебные материалы, для формирования специальных учебных заданий по поиску и накоплению ссылок по теме задания, для анализа и обобщения информации по ссылкам. Мне удобно работать на таких сервисах как БобрДобр, "МоёМесто", Яндекс.Закладки.
Другой уровень ЭОР — это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Для подготовки таких ЭОР я использую скринкасты и интеллект-карты.
Скринкастинг – это быстро развивающееся явление в Интернете, оно создало огромное количество информационных продуктов, направленных на обучение людей через Интернет. Я нашла для себя немало плюсов в скринкастах:
  • это инструкция для ученика, который плохо читает и не может вспомнить, о чём говорилось в начале этого длинного предложения в тексте. Эту «инструкцию» можно остановить в любое время, перемотать, прослушать и просмотреть несколько раз (с учителем ведь так не поступишь!);
  • это шанс для болеющих учеников не отстать от класса, находясь на больничном;
  • это самообразование, и т.д.

Скринкастинг практически безграничен, его возможности очень широки. Сам процесс создания скринкаста – это своего рода написание картины, творческий процесс, который намного интереснее простого стучания по клавишам. Ученик тоже больше заинтересован получить визуализированную и озвученную информацию, это лучше, чем читать голый текст. Я успешно использую следующие жанры скринкастов:
  • Руководство. Скринкаст, демонстрирующий работу приложений программ или сервиса.
  • Наглядное пособие. Это скринкаст, демонстрирующий последовательность действий пользователя приложения, ведущих к достижению определенного эффекта.
  • Анимированная доска преподавателя. Это наглядное средство, транслирующееся одновременно нескольким учащимся.
  • Скринкаст-видео. Этот жанр представляет собой сочетание видеофрагментов и последовательностей скриншотов с экрана компьютера.

Видео снимаю как без звука, так и с ним. Положение и размеры снимаемого участка регулируются. Главное - скринкаст должен быть информационно насыщенным и полезным. Для создания скринкастов пользуюсь сервисами: Screencast-O-Matic, AviScreen Classic, CamStudio .
Интеллект-карты – это еще один инструмент для создания ЭОР. Карты представляют собой мощный визуальный метод, дающий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека вне зависимости от возраста. Словом, с помощью интеллект-карт можно представлять что угодно в разложенном «по полочкам» виде.
Использование карт ума позволяет моим ученикам:
  • развивать способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного;
  • лучше охватывать происходящее, более четкое планирование – не от логики, а от важности;
  • лучше фокусироваться на материале (новый способ должен запаковать материал в ключевые слова и картинки, выстроить связи, ассоциации;
  • креативить и творить – это самая сильная сторона ум-карт.

В карты ума я добавляю развернутые описания к каждой записи, рисунки, импортирую различные медиафайлы. Я использую карты на уроках изучения нового материала, на уроках обобщения, в разработке проектов, для самостоятельной работы учащихся. Ученикам рекомендую следующие сервисы для создания карт Comapping , MindMeister , Spinscape, Mindomo.
С помощью WEB 2.0 педагоги и школьники могут эффективно реализовать себя как в социальном, так и в образовательном пространстве.
Список используемых источников
  1. Андреев А. А Методические подходы к обучению с помощью веб 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/PROelearning/2-12-20
  2. Для чего нам нужна карта ума. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pro444.ru/uspeh/karta-uma.html
  3. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 -М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.