Автор: Байлукова Наталья Анатольевна,
Контактный электронный адрес: natalia681@rambler.ru
Место работы: МБОУ СОШ №111
г. Минеральные Воды
Образовательные стандарты второго поколения ориентируют систему образования на формирование у учащихся универсальных и специальных способов действий. Новые социальные запросы определяют цели образования как «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся», обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это означает, что работа системы образования должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечивать не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности «универсальных умений», так называемых «ключевых компетенций».
Для познания мира ученику необходимо научиться работать с информацией (информационная компетентность): собирать, анализировать, систематизировать, преобразовывать, сохранять, передавать и обмениваться информацией. Педагогическая практика показывает, что для выполнения поставленной задачи эффективно применение информационных технологий, в том числе образовательных ресурсов сети Интернет. Использование образовательных ресурсов сети Интернет способно поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности. Учебная, внеучебная, исследовательская и организационная деятельность педагогов и учащихся во многих случаях становится более эффективной, если ее информационное обеспечение выстраивается с применением компьютерной техники и телекоммуникационных технологий.
В сети Интернет электронные образовательные ресурсы систематизированы и представлены в каталогах на следующих порталах:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), http://eor.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-ollection.edu.ru/
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно"), http://window.edu.ru/
- Федеральный портал "Российское образование", http://www.edu.ru/
Указанные порталы содержат также ссылки на основные электронные библиотеки, справочники, энциклопедии, сайты заочных школ.
Для учащихся доступ к образовательным ресурсам сети Интернет обеспечивает основной и дополнительный учебный материал, необходимый для успешной учебы, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность оперативно знакомиться с новостями сферы образования; узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах; получать консультации; общаться с педагогами и сверстниками. Абитуриенты найдут полезную для себя информацию — сведения об институтах, университетах и академиях, в том числе о сроках и условиях поступления; учебные и методические материалы, необходимые для подготовки к ЕГЭ.
Огромная протяженность России, неравенство культурно-образовательных условий в городской и сельской местности, в центре страны и на периферии уже в прошлом ставили задачу создания системы заочных школ. Возникнув более 40 лет назад, заочные школы стали социальными проводниками культуры, предоставляя доступ к качественным образовательным услугам детям из малых городов и сельской местности на всей территории страны. В современных условиях, определяемых бурным развитием интернет-технологий, заочные школы превращаются в центры дистанционной работы, способные удовлетворить разносторонние потребности населения, в том числе по подготовке в вузы, обеспечению культурных запросов жителей удаленных территорий, внедрению оригинальных образовательных программ.
Дистанционное обучение - это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет Интернет. Именно с развитием всемирной паутины связывают широкое распространение дистанционного образования в качестве серьезной альтернативы традиционным формам обучения.
Кроме того, дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. На помощь таким детям также пришло дистанционное обучение, которое в настоящее время развивается и в Ставропольском крае. Координирует эту работу Центр дистанционного обучения детей–инвалидов, который был создан в Ставрополе в июне 2009 года в рамках Программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы. Участником проекта является также и Минераловодский район, в том числе МБОУ СОШ № 111. Детям-инвалидам предложено получать образование в дистанционной форме, через сеть Интернет. Каждый ребенок-инвалид получил в безвозмездное временное пользование на дом компьютерное рабочее место с необходимым набором устройств и комплектов учебного оборудования, ему бесплатно обеспечен высокоскоростной безлимитный выход в сеть Интернет, доступ в образовательную оболочку системы дистанционного обучения. Дистанционное обучение осуществляют сетевые преподаватели, которые владеют не только методикой и технологией организации образовательного процесса в очной и дистанционной формах, но и знаниями особенностей психофизического развития детей-инвалидов. Уроки проводятся в специальной учебной среде – «i-классе» Центра образования «Технологии обучения» (www.iclass.home-edu.ru), которая позволяет: использовать учебные и методические материалы, разработанные педагогами РФ, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель - ученик», вести коллективную проектную работу, осуществлять взаимодействие участников курса с использованием программ iChat и Skype, применять разнообразные методы обучения: проблемное изложение, эвристический, проектный. Дистанционное образование помогает детям-инвалидам повысить качество обучения, виртуально общаться с преподавателями, знакомиться друг с другом, чувствовать себя полноценными членами общества.
В последние годы на всей территории России особое внимание уделяется выявлению и поддержке одарённых детей. Среди различных форм и методов работы с учащимися, направленных на выявление ещё в школьном периоде обучения наиболее интеллектуально одарённых и творчески развитых личностей, всегда были и остаются предметные олимпиады и конкурсы школьников, Интернет-проекты. Данное направление работы является приоритетным, так как, в первую очередь, стимулирует интерес школьников к обучению, получению новых знаний и, в дальнейшем, их профессиональную ориентацию и самоопределение.
Перечислю некоторые дистанционные мероприятия, в которых уже не первый год принимают активное участие ребята нашей школы, есть победители и призёры: Международный математический конкурс «Кенгуру - математика для всех» (http://www.kenguru.sp.ru), Международный конкурс «Русский Медвежонок - языкознание для всех» (www.rm.kirov.ru), Всероссийская дистанционная игра-конкурс по информатике «Инфознайка» (www.infoznaika.ru), Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа» (ЧИП) (konkurs-chip.ru), Международный дистанционный проект Эрудит-Марафон Учащихся «ЭМУ» (www.cerm.ru), Всероссийская игра-конкурс «Спасатели» по ОБЖ (spasateli.infoznaika.ru), Всероссийский дистанционный конкурс по информатике «Найди свой ответ в WWW» (www.search.infoznaika.ru), Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (portfolio.1september.ru), Всероссийские дистанционные конкурсы и олимпиады Центра Творческих Инициатив «Snail» (nic-snail.ru), Всероссийские дистанционные конкурсы и викторины ЦДМ «Фактор Роста» (www.farosta.ru), Всероссийский дистанционный конкурс «КИО» (www.ipo.spb.ru/kio), Всероссийские конкурсы детского творчества (www.sertification.ru), Эвристическая олимпиада младших школьников «Совёнок» (www.covenok.ru), Краевая многопредметная дистанционная олимпиада школьников «Интеллект» (http://www.stavlider.ru).
Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие, как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей. Задания некоторых конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома.
В настоящее время Интернет продолжает развиваться. Образовательные возможности всемирной сети должны быть направлены в первую очередь на формирование информационной культуры личности, что позволит ей встать на более высокую ступень социальной лестницы через больший кругозор, общительность, активную социальную позицию.
Информационные ресурсы:
- Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. Под редакцией А.Н.Тихонова. – М.: Федеральное агентство по образованию, ГНИИ ИТТ "Информика", 2007