среда, 22 февраля 2012 г.

Поиск информации в сети: от общего вопроса к конкретизации запроса


Автор: Дугина Татьяна Владимировна,
учитель истории и обществознания, зам.директора по ВР
Контактный электронный адрес: t_v_dugina@mail.ru
Место работы: МОУ "СОШ п. Римско-Корсаковка"
Краснопартизанского р. Саратовской области

Информатизация образования способствовала не только изменению форм и методов нашей с вами педагогической деятельности, уважаемые коллеги. В процессе интенсивного включения информации в учебную /и внеучебную / деятельность возникает ряд трудностей, решение которых не только сиюминутно повышает эффективность усвоения знаний, но и работает на будущее, на междисциплинарное взаимодействие. Речь идет о безопасности детей в Интернете.
Если подойти к ситуации в общем, обзорно, то большая часть и моих коллег, и родителей обучающихся сразу же сформулируют тезис: дети через систему интернет получили доступ к информации, в принципе для них ненужной. Касается это и различного рода порнографических сайтов, и торговых площадок, и спорных страниц «желтой» прессы, и политических блогов – форумов, а в итоге кажущаяся вседоступность знания по ЛЮБОМУ АБСОЛЮТНО вопросу превращается во вседозволенность использования этого самого знания. У юного поколения /не у всех, конечно/ нет за плечами того опыта работы с печатным словом, что получен их старшими родственниками-наставниками в библиотеках, через переписывание лекций, подготовку опять же письменных заданий к семинарам. Кстати, цитируемая даже в кратких пособиях-шпаргалках по психологии связь «написать рукой – создать образ» в прошлое не ушла – это подтвердит и учитель начальной школы, и воспитатель детского сада: не развита мелкая моторика рук – проблемы с обучением будут! А современному ученику легче набрать слово на клавиатуре – и сразу же можно увидеть результат на экране /минуя процесс создания образов…/.
Еще один общий вопрос – собственно способ получения информации, формулирование запроса на поиск. Обратите внимание, уважаемые коллеги, что далеко не все наши с вами воспитанники коротко, четко, корректно заявляют в строке поиска, что им нужно здесь и сейчас. Оговоримся для оппонентов– не все и не всегда. Техническая сторона освоена ребятами прекрасно, работа в системе - также, а потратить несколько минут на набор лишнего слова на клавиатуре – сущий пустяк. Вспомним, уважаемые выпускники вузов прошлых лет, с чего начиналась наша работа в библиотеке на первом курсе? Я это помню очень хорошо: работа с каталогом, библиографией. Ведь в сущности сужение проблемы, более четкое ее изложение позволяет отсечь лишнее и получить конкретную информацию. Как историк, сталкиваюсь с подобной проблемой при проведении заочных конкурсов, олимпиад: ученику работа отдается на дом с разрешением использовать любой источник информации. И вот в социальных сетях дословно цитируется тот или иной вопрос по культуре, истории, философии – даже без видимого изменения. С одной стороны, можно списать это на желание получит точный и правильный ответ. А с другой лично я вижу проблему: теряется система работы над понятиями и определениями. Ведь что такое перефразировка, пересказ? – это изложение другому сути, основного, главного опять же. Кстати, раз уж речь зашла о преподаваемом предмете: умение поставить правильно вопрос к документу, источнику, цитате или опосредованно это же умение сформулировать подпункты сравнения событий, фактов нашло свое отражение в вопросах части С /ГИА, ЕГЭ/. Опыт подготовки в течении последних шести лет позволяет сделать вывод: создатели от примитивного набора тестов на выбор уходят, все более расширяется творческая часть работы /где необходимо применить полученную в процессе обучения, подготовки к экзамену информацию, а вот КАКУЮ информацию и КАК она получена – см. выше…/
И еще одна проблема, которая сопутствует всем выше перечисленным: уход от существующей реальности в виртуальную, мнимую, созданную самим подростком. Обращение именно к подростковому возрасту объяснимо опять же с точки зрения психологии: яркая картинка с экрана легко вписывается в нестабильный эмоциональный фон ребенка, и неизвестно, как это отразится на дальнейшем восприятии жизни. Самый простой способ помириться с самим собой вот таким нескладным и непонятным – нарисовать себя виртуально:
  • все хорошо /общаюсь я с вами, когда Я этого хочу, а если не хочу, то либо ухожу из Сети, либо занесу оппонента в «черный» список/
  • я знаю ответ на любой вопрос /правда, это чьи-то афоризмы - но я не знаю, чьи, и мои друзья тоже не знают/
  • я вот такой красивый на фото/смелый макияж или грим, а еще лучше – аватар-картинка/
  • у «наших» свой язык /смайлы, сокращения, а правописание здесь можно не соблюдать – мы общаемся, мы не в школе/

список можно продолжать…
Отличие такой вот виртуальной игры-общения от реальности в одном: в жизни нельзя стереть глупый текст, нет времени на репетицию поступка и реплики, нельзя составить список своих-чужих, а статуса в реальной жизни можно только ДОСТИГНУТЬ /при этом окружающие окажут прямое и непосредственное влияние/. Позже, когда реальная жизнь потребует реального действия, можно будет списать неудачу на непонимание окружающих. А как же иначе? – там, в Сети, все легко получалось, было много/очень много!/ друзей, мои комментарии и выставляемые баллы ценились, жаль, что здесь столько нюансов, а мир такой объемный… Выход из тупиковой /для подростка/ ситуации не всегда понятен окружающим и не всегда логичен: от ухода в себя до ухода от всех.
… Я обозначила лишь те проблемы, что особенно волнуют именно меня. В любом случае объединяются, они общим понятием – «безопасность». Следовательно, для безопасного существования в Сети нужно что-то менять: не думаю, что мы сможем изменить подрастающее поколение – и те, кто сидит за школьной партой, и те, кто в будущем перешагнет порог любого учебного заведения – они другие. Мы не можем также изменить виртуальную реальность – насколько мы существуем здесь и сейчас, настолько она существует параллельно нам.
Вывод? Стоит, я думаю, поменять правила взаимодействия с этой реальностью. Здесь речь не об установке так называемых фильтров на школьные и домашние компьютеры – хотя в какой-то степени ограничить выход в «темную зону» ребенку таким путем возможно. Речь идет о научении общения с Сетью любого ребенка. Делать это необходимо как можно раньше – современные дети лучше держат в руке «мышь», чем карандаш. Необходимо именно научение поиску информации: четкому, конкретному, корректному. А уход в «Одноклассники», «Мой мир» и прочие сетевые сообщества – не от неумения ли общаться с живыми людьми? Есть над чем поразмыслить, тем более что в цитируемых и изучаемых сейчас общественностью ФГОС информационная компетентность выделена отдельным блоком. Мне могут возразить мои же коллеги: проблемы надуманны, так как большая часть школ не располагает не то что выходом в Интернет, - количество компьютеров ограничено, и те не соответствуют никаким требованиям, вот научатся все работать на компьютерах – многие проблемы и исчезнут сами собой. А еще постоянно сталкиваюсь со слепым поклонением скачанному в Сети материалу /хотя и с методической, и с практической точки зрения он не выдерживает никакой критики/, и с упертым желанием включить работу с информационными технологиями в любой момент деятельности /хотя системность как методический принцип предполагает не просто применение вида деятельности, а именно обоснованность данного применения/…
Общий вопрос звучит так: насколько мы как работающие учителя освоили Интернет – просторы и учим полноценному взаимодействию с системой Интернет детей?
Конкретный запрос озвучим иначе: принять виртуальную реальность необходимо уже сейчас со всеми плюсами-минусами. Только нужно научить каждого ребенка этому и постоянно на практике закреплять ситуацию «верного» общения. И обязательно действовать всем вместе: и родителям – при общении в Сети со своим ребенком и в живом контакте, и учителям – на каждом учебном занятии, при любой возможности.
Ведь Интернет – определенного рода система, созданная живыми людьми, а значит, верный ответ в данном случае могут дать только живые люди...

Ресурсы, использованные при подготовке доклада
  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003
  2. Педагогика в вопросах и ответах. – Саратов: Саратовский педагогический институт, 1997
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: Питер, 2001
  4. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.: Знание. 1995
  5. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. – М.: Знание, 1995