среда, 22 февраля 2012 г.

Внедрение Веб-квест технологии в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения (на примере МБОУ «Гимназия №14» г. Улан-Удэ)


Автор: Россихина Лариса Анатольевна
Контактный электронный адрес: etna08@yandex.ru
Место работы: МБОУ «Гимназия №14»
г. Улан-Удэ

Современная российская школа находится в процессе поиска оптимальных форм и методов обучения. Формирование новых моделей учебной деятельности, с широким использованием информационных и телекоммуникационных средств обучения являются главной составляющей модернизации образования.
В центре внимания сегодня те, кому предстоит жить и работать в России будущего. Возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. Жизнь показывает, что формирование любой компетентности происходит через практическую деятельность. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения.
В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков
Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных ресурсов.
Как же сегодня используются в учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернет? К сожалению, чаще всего можно наблюдать пассивное восприятие информации, полученной в Интернете. Это приводит молодых людей к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению, снижению учебной мотивации.
С таким отношением Интернет-ресурсы становятся не базой для развития компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни. Между тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся и учителя.
Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем, часто можно видеть, что учащиеся испытывают значительные трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.
Проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников была и будет актуальной. Поддержание интереса учащихся способствует не только продуктивности обучения, но и гуманизации образования.
Перед каждым учителем стоит задача создания таких условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность. Опыт работы показывает, что наиболее эффективен метод проектов, предполагающий использование активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб-квестов (Web Quest).
Работа учащихся в формате веб-квеста разнообразит учебно-воспитательный процесс, сделает его живым и интересным. Образовательный веб-квест - это сайт в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год).
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. В текущем учебном году мной разработан образовательный веб-квест исследовательского характера «Стань лесу другом».
Для Республики Бурятия тема сохранения лесных богатств имеет первостепенное значение, следовательно, от каждого жителя республики требуются знания и навыки экологически грамотного поведения в лесу. Не менее важна работа по профилактике лесных пожаров и профессиональная ориентация на специальности лесной отрасли. Цель нашего веб-квеста : экологическое образование и воспитание учащихся. В работе над веб-квестом решался целый ряд задач: повышение мотивации учащихся к изучению предметов естественного цикла; развитие навыков работы с информационными ресурсами; формирование экологических ценностных ориентаций; вовлечение учащихся в активную природоохранную деятельность; содействие формированию гражданской активности и социальной ответственности; профессиональная ориентация на профессии специалистов лесного хозяйства

Структура веб-квеста

Главная страница- «Лес и человек» - вступление, где дается характеристика роли леса в жизни человечества.
Центральная страница веб-квеста,- отправная точка для работы групп. Для тех, кто участвует в подобной работе впервые, существует отдельная страница «Что такое веб-квест» Тематические страницы групп (Лесничие, лесоводы,и др) - изложение заданий веб-квеста и вспомогательного материала для учащихся
Критерии оценки веб-квеста приведены на отдельной странице.
Викторина- составная часть задания веб-квеста.
В помощь участникам веб-квеста на отдельных страницах размещены «Зеленый» словарь и Информационные ресурсы.
«Задумайся!» – это обращение к участникам, их одноклассникам, родственникам, всем людям. Эмоциональный настрой участников веб-квеста помогут создать страницы Видео и Фотогалерея.

Этапы работы над веб-квестом

Начальный
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме и информационными материалами. Распределяются роли в команде.
Ролевой
Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания.
Заключительный
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие и преподаватели, и учащиеся. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания. В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.

Отзывы учащихся, педагогов и родителей, участвующих в данном, и других наших веб-квестах, подтверждают эффективность этой технологии, и необходимость ее более широкого применения в учебно-образовательном процессе.

Источники по теме:
  1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
  2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
  3. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. http: //www.iteach.ru/met/metodika/a 2wn4 .php
  4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http: //vio .fio .ru/vio_07
  5. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://ikt-ylka. blogspot. com/2009/02/5. html