среда, 22 февраля 2012 г.

Дистанционные формы взаимодействия при обучении английскому языку


Автор: Куватова Айгуль Давлетовна
Контактный электронный адрес: aigul-english@mail.ru
Место работы: МОУ "Средняя школа №1"
г. Ершова Саратовской области


Дистанционное обучение английскому языку, использующее сетевые технологии и интернет, позволяет реализовать в полном объеме информационные права всех участников учебного процесса, и в частности, ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы. Информационные права ученика - это право на информацию и личные знания, право на удовлетворение любых информационных потребностей при изучении английского языка, связанных с его образованием и обучением, право на установление любых информационных отношений и осуществление любых информационных процессов, направленных на обучение и самообучение.
Успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от организации и методического качества используемых материалов, руководства и мастерства участвующих в этом процессе педагогов. Отечественные исследователи выделяют ряд характеристик, присущих эффективному обучению на расстоянии:
• более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, её организации; чёткую постановку задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов;
• интерактивность – ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а также предоставлять возможность группового обучения;

  • высокоэффективная обратная связь – обучаемые должны быть уверены в правильности своих решений и дальнейшего продвижения от незнания к знанию.
  • мотивация – наиболее важный элемент любого курса дистанционного обучения; для этого важно использовать разнообразные приёмы и средства.
  • звуковое сопровождение – оно может быть реализовано либо на основе сетевых технологий, либо на CD-ROM.

Для преподавателя очень важным является учёт тех концептуальных положений, на основе которых целесообразно строить любой современный курс дистанционного обучения иностранным языкам. Во-первых, в центре процесса обучения должна находиться познавательная деятельность обучаемого. Именно самостоятельная деятельность по овладению различными видами речевой деятельности, формированию необходимых навыков и умений является спецификой данной области знания. Во-вторых, соблюдение принципа интерактивности имеет немаловажное значение. Педагогу необходимо систематически на протяжении всего курса отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность обучаемого. В-третьих, эффективная обратная связь, как в отношении используемого учебного материала, так и в отношении внешней обратной связи при работе в группах, консультациях с преподавателем обеспечивает возможность самоконтроля. И, наконец, применение разнообразных видов самостоятельной деятельности обучаемых (индивидуальных, парных, групповых) также способствует достижению более значительных результатов при дистанционном обучении.
Обучать речевой деятельности предпочтительнее всего в живом общении. Компьютерные телекоммуникации предоставляют уникальную возможность обучаемым вступать в живой диалог с реальным партнёром, совершенствуя умения монологического и диалогического высказывания. Необходимость общения обращает его участников к возможностям телеконференций, чат технологий, к участию в международных проектах по различным проблемам, что стимулирует и развивает такие коммуникативные навыки, как умение вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, умение находить компромисс с собеседником и лаконично излагать свою мысль. Таким образом, язык выполняет свою главную функцию – формирует и формулирует мысли. А это и является, по мнению Е.С.Полат, подлинной обучающей средой, настоящим погружением не только в исследуемую проблему, но и в саму иноязычную деятельность, в другую культуру.
Интернет позволяет совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов: такие как слушать и слышать собеседника; пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающей определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества. Для этого можно использовать различные записи последних радио или теле - новостей, многочисленные аудио - и видеопрограммы на компакт дисках.
Используя информационные ресурсы всемирной сети, интегрируя их в учебный процесс, представляется возможным более эффективно обучать различным видам чтения: изучающему, поисковому, ознакомительному, непосредственно используя аутентичные материалы разной степени сложности.
Приобщая обучаемых к общению посредством электронной почты, можно формировать умения письменной речи, когда изучающие иностранный язык составляют ответы партнёрам, участвуют в подготовке рефератов, сочинений и т.п., тем самым совершенствуют не только лингвистические знания, но и развивают умения генерировать идеи. В связи с этим в последнее время в сетях Internet всё чаще появляются различные практические дистанционные курсы обучения некоторым видам иноязычной речевой деятельности.
Различают два вида письменной коммуникации в Интернете: синхронная (Chat) и асинхронная (E-mail). Участники синхронной коммуникации обмениваются письменными сообщениями в режиме реального времени и пользуются при этом языком, характерным для устного общения. В аудитории этот вид деятельности трудно организовать, поэтому он больше подходит для индивидуального изучения иностранного языка.
Асинхронная письменная коммуникация позволяет работать над текстом более тщательно, предоставляя возможность продумать, исправить, переписать свой текст. Лучше всего коммуникация по электронной почте осуществляется в виде E-mail-проектов. Залог успешности таких проектов состоит в их тщательном планировании, интересном подборе тем и соответствии уровню обучаемых.
Подводя итог вышесказанному, обозначим виды дистанционной работы:

  1. Телекоммуникация (устное общение при помощи Skype, телеконференции);
  2. Аудирование, чтение (работа с аутентичными материалами – текстами, звуковыми файлами);
  3. Письменная коммуникация (при помощи электронной почты, форумов, чатов, ICQ);

Меня, как учителя английского языка в 3-7 классах заинтересовала рассматриваемая форма работы, прежде всего своей необходимостью. Английский язык и интернет – неразделимые понятия в настоящее время. Многие возможности интернета становятся ширя для пользователя если он владеет нужными знаниями в английском языке, с другой стороны, интернет предоставляет огромные возможности для изучения английского языка.
В 2010-2011 учебного года и в 1 полугодии 2011-2012 мной был апробирован такой вид дистанционного обучения как работа с аутентичным материалом.
Для учащихся 5-х классов были размещены книги для чтения и усвоения лексических единиц (ссылка на книги http://aigul-english.narod2.ru/igri_pesni/), которые затем обсуждались на уроках, были размещены задания для проектной работы по теме «Профессия твоей мечты», презентация результатов проходила на уроке (http://aigul-english.narod2.ru/moim_uchenikam/the_5-th_form/projects/).
Учащимся 6-х классов было предложено ознакомиться с текстами страноведческого характера, размещенными на сайте http://aigul-english.narod.ru/ (ссылка на тексты http://aigul-english.narod2.ru/eto_interesno/), составить к ним презентацию и продемонстрировать ее на уроке.
Помимо этого, велась работа в направлении развития письменной коммуникации. Учащиеся получали задания на уроке (мини-проекты) или получали задания на сайте http://aigul-english.narod2.ru/moim_uchenikam/the_5-th_form/homework/ составляли дома рассказ, письмо, сообщение, презентацию, которую затем отправляли мне на электронную почту. Присланные сообщения редактировались мной, я указывала на ошибки, предлагала еще раз подумать, и отправляла обратно учащемуся. Таким образом, устанавливалась коммуникация с учащимся, при этом общение происходило на английском языке.
Использование дистанционных форм взаимодействия при обучении английскому языку повышает мотивацию учащихся, эффективность обучения английского языка, развивает самостоятельность, умение использовать возможности компьютера и интернета, позволяет учитывать индивидуальный подход в обучении. Все это позволило мне сделать вывод о том, что следует продолжать применять и развивать формы дистанционного обучения при обучении английскому языку.

Список используемых источников:

  1. http://www.yanglish.ru/art/distant2.htm
  2. http://filolingvia.com/publ/268-1-0-1393
  3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2001. – №2 2. Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е.Н. Материалы Интернета на уроке английского языка // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 1.